Развитие просоциальных ценностных ориентаций подростков как фактор социально-психологической профилактики аддиктивного поведения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность связана с непрекращающимся распространением в мире, а также в России, различных видов и форм девиантного поведения. Аддиктивное поведение является одной из наиболее встречающихся форм девиаций.
Подростковый возраст самый чувствительный к воздействию различных психологенных факторов современной действительности. Различные формы девиантного поведения проявляются ярко, часто в конфликтной форме. Это обусловило выбор возраста испытуемых.
Ценностные ориентации составляют основу мотивации поведения человека, внутреннюю регуляцию поведения. Поэтому необходимо выявить влияние ценностных ориентаций на поведение подростков.
Только проанализировав все факторы, влияющие на возникновение и развитие поведенческих аддикций у подростков, возможно организовать эффективную социально-психологическую профилактику этого поведения.
Степень научной разработанности проблемы:
Проблемой аддиктивного поведения занимались такие авторы как А.О. Бухановский, Н.В. Дмитриева,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………...……….6
1.1 Понятийно-терминологический аппарат исследования…………..6
1.2 Подходы к изучению аддиктивного поведения………………….15
1.3 Развитие ценностных ориентаций в подростковом возрасте …...23
1.4 Анализ программ социально-психологической профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте………………….29
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ……………….……..……38
2.1 Первичная диагностика склонности к аддиктивному поведению и ценностных ориентаций подростков………………….……………....38
2.2 Характеристика программы соцаильно-психологической профилактики аддиктивного поведения подростков через развитие просоциальных ценностей…………….....…………………..………...42
2.3 Вторичная диагностика склонности к аддиктивному поведению и ценностных ориентаций подростков ………….…………...………....47
2.4 Определение эффективности социально-психологической программы профилактики……...………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц.П. Короленко // Обзор, психиатр, и мед. психол. ‒ 1917. ‒ №1. ‒ С. 8-15.
Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева . – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 369 с.
Безменова, И.К. Ценностные ориентации. Психология [Электронный ресурс] / И.К. Безменова / Центр информационных технологий РФ. – М.: Российское образование. ‒ Режим доступа: http://www.psychology.ru (10.07.2020).
Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2017. – №4. – С. 35-43.
Попов, В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи [Текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева. – 1999. – С. 95-96.
Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника динамика систематика, лечение, профилактика [Текст] / А.О. Бухановский. ‒ Ростов–на–Дону, 2016. – 60 с.
Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения [Текст] / Е.Б. Усова. ‒ Мн., 2016. – 192 с.
Меделевич, В.Д. Наркозависмость и коморбидные расстройства поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс–информ, 2015. – 34 c.
Истомин, И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения [Текст] / И.Н. Истомин / Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М., 2019. – 189 с.
Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В Гоголева. ‒ М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. – 164 с.
Даулинга, С. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулинга. ‒ М.: Независимая фирма «Класс», 2018. – 240 с.
Доддс, Л.М. Психическая беспомощность и психология аддикции. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / Л.М. Доддс; под ред. С.Даулинга. Пер. с англ. P.P. Пер. Муртазина. ‒ М.: Независимая фирма «Класс», 2015. – 240 с.
Педагогические средства, методы и приемы профилактики [Режим доступа] https://texts.news/professionalnaya-pedagogik
Так же подростковые аддикции изучались психологами Э.Г. Эйдемиллером и С.А. Кулаковым. В своем исследовании роли «Я» у подрастающего поколения с аддикциями под аддиктивным поведением авторы видят случаи раннего злоупотребления одним или несколькими химическими веществами, проходящие с переменным состоянием сознания без следов физической и психической зависимости, которые сопровождаются ухудшением в социальном функционировании подростка и сочетающиеся с другими психологическими расстройствами [40].
Учёные психологи Е. П. Ильин и В. Д. Менделевич стали выявлять аддиктивное поведение, словно вредную привычку. Менделевич в устройстве аддикции выделяет две составляющие: привычку и эмоциональную зависимость. Первая составляющая – привычка – обозначает неизменно повторяющуюся деятельность по реализации зависимого поведения. Она гарантирует техническую сторону зависимости. К объектам привычки можно отнести всевозможн