Методические основы изучения темы «Ткань» в школе
Введение
Организм человека состоит из тканей. Гистология (histos – ткань, logos – учение) – наука, изучающая тканевой уровень организации живого, т.е. микроскопическое строение и жизнедеятельность тканей.
Ткань – общность клеток, имеющих сходное строение, форму и жизненный цикл. В организме человека различают четыре вида тканей: эпителиальную (покровную), соединительную (собственно соединительную, хрящевую, костную, кровь, лимфу), мышечную (гладкую, поперечнополосатую), нервную [8]. Эпителиальные ткани - это пласт тесно расположенных клеток, покрывающий поверхность организма, выстилающий все его полости и выполняющий главным образом защитную, выделительную и всасывающую функции. Из эпителия состоит также большинство желез [4]. Актуальность данной работы состоит в том, что при переходе к профильному обучению на старшей ступени в средней школе выявляется проблема – выбор учащимися своего профиля. Ученику 8 класса сложно выбрать цикл школьных предметов, которые будут необходимы для дальнейшего поступления в ВУЗ или другие образовательные учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Виды эпителиальных тканей……………………………………………5
Глава 2. Строение и функции эпителиальных тканей ……………………….. 8
2.1 Строение эпителиальных тканей…………………………………….…..…..8
2.1.1. Однослойный эпителий…………………………………………………. 10
2.1.2. Многослойный эпителий…………………………………………………12
2.1.3. Переходный эпителий ……………………………..………………...… 14
2.2. Функции эпителиальных тканей………………………………………….. 15
Глава 3. Методика изучения эпителиальных тканей человека в школе…… 17
3.1. Анализ школьного курса биологии по теме «Эпителиальные ткани человека»……………………………………………………………………...… 17
3.2. Разработка конспекта по биологии для 8 класса «Ткани человека: эпителиальная, соединительная, мышечная»………………………...………. 18
3.3. Элективный курс «Эпителиальные ткани человека»……………………. 23
3.3.1. Пояснительная записка………………………………….………………. 23
3.3.2. Содержание курса……………………………………………………….. 26
3.3.3. Календарно-тематический план…………………………...………….… 27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………….…………….. 30
Список литературы
1. Асмолов, А. Г Формирование универсальных учебных действий в основной школе : От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / А. Г. Асмолова, И. А Бурменская, Москва : Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Афанасьева Гистология / Ю.И Афанасьева, Н.А. Юриной Москва 1999 - 744 с.
3. Быков, В. Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека: учебное пособие / В. Л Быков, А. В. Бровко Издательство «Специальная литература» ; Санкт- Петербург 1998.- 248 с.
4. Барсуков, В. Ю. Селезнева Т. Д. Гистология: полный курс за 3 дня / В. Ю. Барсуков, Т. Д. Селезнева Эксмо ; Москва 2007 – 36 с.
5. Дрогомилов, А Г. Маш Р.Д. Биология 8 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Д Москва : Вентана-Граф, 2008. — 272 с.
6. Кузнецов, С.Л /. Мушкамбаров Н..Н. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для медицинских вузов ; ООО «Медицинское информационное агентств Пасечник, В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – Москва : Дрофа, 2007. – 330 с.
7. Мансурова, С.Е., Шклярова О.А. «Здоровье человека и окружающая среда. Элективный курс». - М., «Методкнига», 2006. 50 с.
8. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. Москва : Юрайт, 2018. — 358 с.
9. Пасечник, В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. / В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин. – Москва : Дрофа, 2010. – 320 с.
10. Пасечник, В.В. Биология / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – Москва : Просвещение, 2013. – 298 с.
11. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. — 6е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 432 с.
12. Седов, А. Гистология человека ; Конспект лекций для вузов ; Москва 2007 – 246 с.
13. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс / Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – Москва: Дрофа, 2009. – 276с.
14. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс / Н.И. Сонин. – Москва : Дрофа, 2009. – 292с.
15. Сонин, Н.И. Биология. Растения, грибы, бактерии. 7 класс / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – Москва : Дрофа, 2010. – 344с.
16. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 9 класс / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – Москва : Дрофа, 2009. – 324с.
17. Сонин, Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – Москва : Дрофа, 2007. – 344с.
Пояснительная записка Элективный курс «Эпителиальные ткани человека» нацелен на углубление базовых знаний по биологии. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования предусматривается предпрофильная подготовка обучающихся. Данный элективный курс способствует подготовке учащихся к дальнейшему выбору профиля. Курс базируется на обязательных учебных предметах, прежде всего на анатомии живых организмов. Данный курс рассчитан на учащихся 8-ых классов и может стать компонентом предпрофильной подготовки школьников в качестве предметно – ориентирующего общеразвивающего курса в зависимости от запросов учащихся и глубины изучения материала. Содержание курса может быть интересно учащимся, ориентированным на медицинские профессии или работу в области медицины, а так же для общего развития подростка. Кроме того, курс углубляет и расширяет знания учащихся по биологии. Элективный курс «Эпителиальные ткани человека» поможет углубить знания учащихся, разобрать основные биологические понятия и закономерности на примере строения и развития эпителиальных тканей организма человека. Элективный курс «Эпителиальные ткани человека» разработан для обучающихся 9 классов, рассчитан на 16 часов и построен на основании примерной программы основного общего образования по биологии и программы Д.К. Обухова и В.Н. Кирилленкова «Клетки и ткани». Цель курса: углубление знаний по общей и частной гистологии; формирование н6овейших взглядов в изучении строения эпителиальных тканей человека.