Исследование эмоционального благополучия младших школьников в современных научных школах.
ВВЕДЕНИЕ
Одно из проявлений отражательной психической деятельности человека - формы переживания человеком своего отношения к различным объектам - это чувства и эмоции. Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Чем старше человек, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Человек научается управлять своими переживаниями и их проявлениями. Чувства и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки хода и результатов деятельности, мобилизационную, интегративно-защитную функции.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно - мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), что ведёт и к из
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Функции эмоций. ……………………………………………………………….5
1.1Эмоциональный диапазон младших школьников
1.2 Причины эмоциональных комплексов
2 Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….......................10
2.1 Проблема обеспечения эмоционального благополучия в психолого-педагогической теории…………………………………………………………..11
2.2 Эмоциональное благополучие младшего школьника………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Nsportal: цифровой ресурс: сайт. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/11/26/p-ya-galperin-s-l-kabylnitskaya-diagnostika-navyka (дата обращения: 19.11.21). - Текст: электронный.
2 Асмолов, А.Г. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики / А. Г. Асмолов, А. В. Цветков // Вопросы психологии. - 2005 - № 1.
3 Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника / М. Вайнер // Начальная школа. - 1997. - N 3.
4 Ваш психолог: цифровой ресурс: сайт. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/2386-emoczionalnoe-blagopoluchie-uchenika-kak-faktor-ego-lichnostnogo-razvitiya (дата обращения: 20.11.21). - Текст: электронный.
5 Данилюк Л.Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения / Л.Г. Данилюк // Начальная школа. - 2007. - № 1.
6 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
7 Дудина М. Школьная жизнь не должна быть источником эмоций / М. Дудина // Народное образование. - 1998. - N 7-8.
8 Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова Е.В. Никифорова. - Москва : Академия. - 2004. - 288 с.
9 ИнфоУрок: цифровой ресурс: сайт. URL: http://samoychiteli.ru/document36242.html (дата обращения: 20.11.21). - Текст: электронный.
10 ИнфоУрок: цифровой ресурс: сайт. URL: http://samoychiteli.ru/document36242.html (дата обращения: 19.11.21). - Текст: электронный.
11 Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 752 с.: ил.
12 Курносова С. А. Взаимосвязанное развитие эмоциональной отзывчивости школьника и учителя - основа гуманистического воспитания / С. А . Курносова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2009. - № 2.
13 Мониторинг охраны здоровья школьников / под ред. И.И. Колисник. – Сара
Любой педагог образовательного учреждения в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей. Образовательный процесс должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация к школьному учреждению.
У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психолого-педагогических условий эмоционального благополучия школьников. [7]
Таким образом, под эмоциональным благополучием (неблагополучием) рассматривается субъективная характеристик