Государственный контроль и надзор в исполнительной власти
Введение
Контрольно-надзорная деятельность является неотъемлемым элементом государства. Государство осуществляет контроль и надзор в различных сферах деятельности: финансовой, бюджетной, административной и др. Контроль и надзор осуществляется как над внутренними (межведомственными), так и внешними элементами системы контроля. Государственный контроль и надзор на макроуровне позволяет нам оценивать эффективность государственной политики, а на микроуровне мы можем контролировать выполнение действующих нормативных правовых актов и оценивать эффективность отдельных решений.
С 1 января 2018 года при осуществлении контрольно-надзорных функций органами исполнительно власти применяется риск-ориентированный подход. Это является одним из ключевых изменений в работе контрольно-надзорных органов в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические и правовые основы контрольно-надзорной деятельности в РФ……..………………………………………………..……...6
1.1 Организация системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации…………………...………………..6
1.2 Понятие контроля и надзора, цели, основные задачи и особенности.8
1.3 Правовые основы организации контроля и надзора в РФ…………..13
1.4 Система контрольно-надзорных органов в РФ……………………….17
Глава 2 Анализ практики реализации контроля и надзора в сфере обеспечения пожарной безопасности, на примере Главного управления МЧС России по Новгородской области…………………………………….20
2.1 Организационная структура Главного управления МЧС России по Новгородской области, основные направления деятельности………….20
2.2 Нормативно правовое регулирование реализации пожарного надзора………………………………………………………………………….25
2.3 Анализ реализации контроля и надзора в сфере обеспечения пожарной безопасности на примере Главном управлении МЧС России по Новгородской области………………………………………………………...29
Глава 3 Проблемы и рекомендации по организации контроля и надзора на примере Главного управления МЧС России по Новгородской области……………………………………………………………………….....38
3.1 Проблемы обеспечения пожарно-надзорной деятельности в сфере пожарной безопасности в Главном управлении МЧС России по Новгородской области………………………………………………………..38
3.2 Рекомендации по совершенствованию контроля и надзора в сфере пожарной безопасности в Главном управлении МЧС России по Новгородской области………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………….46
Библиографический список
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
- Бусыгин К.Д. Контроль и надзор в системе государственного управления: пути развития // Экономика и социум: современные модели развития. - 2014. - № 8-1. - С. 29-54.
- Гейвандов Я.А. Некоторые концептуальные и терминологические проблемы законодательства о надзорно-контрольной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2017. - № 5. - С. 93-100.
- Гейвандов Я.А. О целях надзорно-контрольной деятельности в условиях текущего мирового социального кризиса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 5–6. - С. 187–190.
- Государственное и муниципальное управление: Учебник /Под ред. Н.И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 316 с.10. Гусейнова С.Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции // Символ Науки. – 2015. – №5. – С. 170-171.
- Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. 3-е изд. - М.: Альфа-пресс, 2010. – 366 с.
- Иванова Ю.А. Функции современного российского государства: актуальные аспекты // Государственная служба и кадры. - 2015. - № 4. - С. 33-34.
- Калинин Г.И. Проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: некоторые проблемы и спорные моменты // Административное право и процесс. - 2019. - № 1. - С. 34-37.
- Карелин К.В., Погодина Н.А Государственный контроль и надзор: актуальные правовые вопросы: межвузовский научный сборник. - Саратов, 2016. - С. 73-79
- Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: курс лекций. – М.: Юристъ, 2014. – 559 с.
- Коновалов А.А. Система государственного и муниципального управления и её функции в современных условиях // Ростовский научный журнал. – 2017. - № 1. С. 85-88.
- Максименко Д.В. К вопросу о понятии контроля и надзора как гарантий законности // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". - 2019. - Т. 4. № 11-2. - С. 241-245.
- Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Уч. пособие. М.: Юристъ, 2014. – 358 с.
- Музыкин А.А., Абражеева Д.В. Современные формы и методы реализаций функций государства // Modern Science. - 2019. - № 10-1. - С. 163-165.
- Мустафаев Э.Н. Административно-процессуальные формы государственного контроля и надзора в России // Институциональная трансформация правовой среды в условиях цифровизации экономики. Материалы VII Международного научно-инновационного форума «Как выжить в цифровую эпоху?». 2019. - С. 238-241.
- Нуманов Х.И. Сущность контрольно-надзорной функции в деятельности государственных органов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2013. - № 2 (29). - С. 106-113.
- Перов С. В. Контрольно-надзорные и регуляторные функции федеральных органов исполнительной власти // Публичное право. – 2019. - № 2 (147). – С. 69-80.
- Поляков А.А. Соотношение понятий контроля и надзора в России // Наука, техника и образование. - 2015. - № 8. - С. 1-3.
- Попова Ю.М. Административный надзор в РФ как форма реализации государственной власти и управления // Вестник Кузбасского института. - 2013. - № 3 (16). - С. 53-66.
- ных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. - 2004. - № 1. - С. 21-22.
- Скорик В.В. Принципы контроля и надзора в государственном управлении // Молодой ученый. - 2016. - № 28 (132). - С. 685-689.
- Степушкина Е.И. Правовые формы реализации функций государства: современные интерпретации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - № 3 (832). - С. 305-315.
- Уманская В. П. Система правовых актов органов исполнительной власти: теоретические и прикладные аспекты : дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2014. — 410 с.
- Чернышов Д.В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 2. - С. 52-59.
- Чечугина М.В. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" при обеспечении законности в государственном управлении // Правовые и гуманитарные исследования. Сборник научных статей студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2016. - С. 127-131.
- Шипов О.В., Фаизов Р.А. Международный опыт государственного регулирования в сфере надзорной деятельности // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции. 2019. - С. 689-694.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Подробнее правовое положение прокуратуры как надзорного органа определяет Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым надзорные функции осуществляются в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» важные контрольные полномочия также осуществляет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Такая должность в России была учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ.