Психолого- педагогические методы социально-коммуникативного развития дошкольника
ВВЕДЕНИЕ
Особенности вхождения человека как личности в макро- и микросоциум, способность самостоятельно решать многочисленные социальные проблемы, реализовать себя в жизни в значительной степени определяется уровнем его социально-коммуникативного развития. Особую актуальность проблема социально-коммуникативного становления личности приобретает в рамках дошкольной педагогики, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
В ФГОС ДО в задачах развития детей сказано: «…социально-коммуникативное развитие детей должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта детей, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий де
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………..4
1.1. Социально-коммуникативная компетентность дошкольников: понятие, структура, особенности проявления…………………………...………………...4
1.2. Пути формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста………………………………………………………….....8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙВСИВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ……………………………...12
2.1. Коммуникативная компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации как условия позитивного социально-коммуникативного развития дошкольников…………...……………………...12
2.2. Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии по ФГОС дошкольного образования……...……………………15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жуковская, Н. А. Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников / Н.А. Жуковская // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 161-164.
Канина О.П. Формирование социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / О.П. Канина // Методические разработки. Дошкольное образование. – 2020. - Электронная копия доступна на сайте URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/422013-formirovanie-socialno-kommunikativnyh-navykov (дата обращения: 20.02.2022)
Кириллов И.Л. Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников / И.Л. Кириллов, И.В. Склезнева // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 16-20. – Электронная копия доступна на Портале психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/files/115101/bppe_2020_n1_Kirillov_Sklezneva.pdf (дата обращения: 18.02.2022).
Молчанов С.Г., Садыкова Т.Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности / С.Г. Молчанова, Т.Н. Садыкова // Социум и власть. - 2018. - № 1 (69). - С. 113-126.
Оруджева Н.М. Психолого-педагогические условия социально-коммуникативного развития дошкольников / Н.М. Оруджева, О.В. Баркунова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы ХII междунар. науч. конф. – Шуя, 2019. – С. 138-139. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41329968 (дата обращения: 18.02.2022). – Доступ после регистрации.
Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников / Ставроп. гос. пед. ин-т; [авт.-сост. Слюсарева Е.С. и др.]. – Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2018. – 161 с. – Библиогр.: с. 158-161.
Садыкова Т.Н. Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста / Т.Н. Садыкова // Дошкольное образовани
С уважением относиться к его мнению, интересам; - вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; - отстаивать свое мнение; - соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; - принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.); - уважительно относиться к окружающим людям; - принимать и оказывать помощь; - не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях [2].
Для формирования социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста целесообразно применять самые разнообразные формы работы: - чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека; - подчеркивать сходство между разными людьми; - предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь; - вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве; - последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который