Флешмоб как проявление гражданского активизма
Введение
Флешмоб - слово, которое каждый из нас слышал не раз в своей жизни. Люди приходят чтобы удивить развлечь или как минимум вызвать улыбку. Десятки, сотни и даже тысячи людей, одновременно совершающие действия, не поддающиеся логическому объяснению. Флешмоб - движению более 20 лет, но всякий раз эти акции для окружающих становятся настоящим сюрпризом. Флешмоб уже не является новинкой. Впервые движение зародилось в 2003 году на американском континенте и буквально за несколько месяцев охватило своим ажиотажем весь мир. Суть данного явления заключается в следующем: группа людей, действую по оговоренным сценариям, устраивает «представление» в многолюдных местах, главной целью которого является привлечение внимания окружающих людей и вызов определенной реакции. Актуальность темы исследования. В современном мире мы можем наблюдать как с каждым днем все быстрее и быстрее развиваются и трансформируются информационные и коммуникационные технологии, в свою очередь открывающие перед нами новые возможности проявления социальной активности, как для отдельного члена социума, так и для определенных сплоченных групп. Благодаря передовых информационным технологиям, человеку стало доступно не только привычное формирование и развитие своего «мира» в повседневной жизни, но и перевод его в виртуальное пространство, сохраняя при этом присущие ему культурные, социальные, экономические и другие составляющие. В то же время, стоит отметить, что виртуальный мир все больше входит в сферу влияния на мир реальный, соответственно, привычные нам формы управления активностью общества тоже трансформируются в пользу изучения новых механизмов, которые помогают управлять активностью различных групп общества с помощью виртуальной коммуникации. Стоит понимать, что человек все больше связывает свою жизнь с виртуальным миром и разными формами взаимодействия внутри него.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Флешмоб как новое социальное явление 5
1.1 Возникновение явления флешмоба, как уникальной формы социального выражения чувств и желаний гражданского общества 6
1.2 Подходы к изучению социального явления флешмоб 11
1.3 Общественная активность и флешмоб 19
Глава 2. Флешмоб как явление гражданского активизма в интернет пространстве 23
2.1 Специфика интернет-флешмобов 23
2.2 Гражданская активность и факторы, обуславливающие причины роста интернет-флешмобов 29
Заключение 33
Список использованной литературы 37
Список использованной литературы
1. Акопов, А. И. Электронные сети как новый вид СМИ / А. И. Акопов. // Филологический вестник Ростовского государственного университета. – 1998. – №3. – С. 43-51.
2. Андреев, В. К. Флэшмоб-культура и ее отражение в субкультурном лексиконе / В. К. Андреев. // Вестник Псковского гос.университета. – 2015. – №1. – С. 149-153.
3. Андрианова, Н. А. Феномен «ивент» в социальном и научном контексте / Н. А. Андрианова. – Москва: Вестник Санкт-Петербургского университета, 2010. – С. 201-209.
4. Афонин, М. В. Флешмоб как тип взаимодействия в городском сообществе / М. В. Афонин // Вестник социально-политических наук. – 2013. – № 12. – С. 14-18.
5. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы / Л. А. Браславец // II Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2009. – №1. – С. 125-132. – URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-31. (дата обращения 06.12.2021).
6. Брешин, А. А. Молодежные субкультуры: вчера и сегодня / Материалы III Всероссийского социологического конгресса // А. А. Брешин. – Москва, 2008. – С. 28-31.
7. Брешин, А. А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений / А. А. Брешин // Социальная политика и социология. – 2004. – № 2. – С. 58-69.
8. Брешин, А. А. Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ: диссертация / А. А. Брешин. – Москва, 2010. – С. 147.
9. Васильева, Н. Л., Пермякова, И. И. Особенности флешмоба как одной из форм публичных мероприятий / Н. Л. Васильева, И. И. Пермякова // Naukarus.ru: https://naukarus.com – 2015. – URL: https://naukarus.com/osobennosti-fleshmoba-kak-odnoy-iz-form-publichnyh-meropriyatiy (дата обращения 07.12.2021).
10. Гаранин, О. Ю. Флешмоб как протестное движение XXI века / Россия и социальные изменения в современном мире // О. Ю. Гаранин. – Краснодар, 2004. – Том 1.
11. Глухова, Е. И. Социально-психологические механизмы формирования флешмоб явления: диссертация / Е. И. Глухова. – Москва, 2014. – С. 157.
12. Громов, Д. В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы / Д. В. Громов // Этнографическое обозрение. – 2008. – №1. – С. 3-7.
13. Демченков, С. А. Флешмоб как урбанистический феномен: социально-философский и коммуникативный аспекты / С. А. Демченков, Н. С. Паршанина. – Омск: Омский научный вестник, 2015. – С. 75-78.
14. Евтихов, О. В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития / О. В. Евтихов. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. – 288 с.
15. Житинский, А. Н. Flashmob! Государь всея Сети / А. Н. Житинский. – Москва: Яуза, 2007. – 350 с.
16. Жичкина, А. Е. Социально-психологические особенности населения Сети / А. Е. Жичкина, К. Ю. Ефимов // Планета Интернет. – 1999. – №30. – С. 18-21.
17. Каминченко, Д. И. Флэшмоб как политическое явление: теоретические аспекты / Д. И. Каминченко. // Издание Саратовского университета. Социология. Политология. – 2014. – № З. – С. 90-97.
18. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. // Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – Москва: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 105-107.
19. Козаченко, А. П. Флешмоб как способ коммуникации / А. П. Козаченко // Беларусь в современном мире : материалы IV Республик. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. – Гомель, 12 мая 2011. – С. 106-108.
20. Козлова, A. C. Особенности российского флешмоббинга / А. С. Козлова // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – 2013. – С. 136-139.
21. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон; переводчики Э. К. Пименова, А. Фридман. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 264 с.
22. Москвичева, М. Изоизоляция: лучший флешмоб Интернета объединил народ / М. Москвичева // MK.RU: https://nn.mk.ru/?noredirect=1 – 2020. – 5 апр. – URL: https://www.mk.ru/culture/2020/04/05/izoizolyaciya-luchshiy-fleshmob-interneta-obedinil-narod.html (дата обращения 07.12.2021).
23. Оленина, Г. В., Козлова, А. М. Флешмоб как современная форма досуга городской молодежи: анализ зарубежного и отечественного опыта / Г. В. Оленина, А. М. Козлова. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 4 (84). – С. 160-166.
24. Панов, А. А. Флэшмоб в Москве и в России / А. А. Панов. – Москва: ИЭА РАН, 2009. – С. 14-16.
25. Папченкова, М. NzR178qWE и другие / Маргарита Папченкова. // Еженедельник "Коммерсантъ". – 2008. – 25 авг. №33 (787). – С. 53-55.
26. Пашутин, С. Б. «Флэш-моб» - лекарство от скуки или интригующий маркетинг? / С. Б. Пашутин. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №2. – С. 68-72.
27. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция / Г. Рейнгольд. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – С. 24-25.
28. Романенко, С. В. О толпе, флешмобе, задачах социологии / С. В. Романенко // Вестник Одесского национального университета. – 2005. – №11. – С. 80-87.
29. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций / А. В. Костина. // Электронный журнал Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №4. – С. 76-83.
30. Федорченко, С. Н. Политический флэшмоб - предвестник нового общества / С. Н. Федорченко // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2011. – № 6. – С. 24-30.
31. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого я / З. Фрейд; переводчики Я. М. Коган; И. Д. Ермаков. – Санкт-Петербург: Азбука, 2011. – С. 53-56.
32. Хальцбаур, У. Event-менеджмент. Профессиональная организация успешных мероприятий / У. Хальцбаур. – Москва: Эксмо, 2014. – С. 44-47.
33. Шумович, А. В. Великолепные мероприятия:технологии и практика event-management / А. В. Шумович. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 336 с.
34. Ярошенко, Н. Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик / Н. Н. Ярошенко // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – № 1 (26). – С. 112-122.
35. Rheingold, H. Smart Mobs: the next social revolution: transforming cultures and communities in the age of instant access. / H. Rheingold. – Cambridge: Perseus Group Books, 2002. – С. 32-34.
В настоящее время можно говорить о том, что флешмоб перерос рамки «уличного развлечения» и стал одним из эффективных инструментов продвижения своих идей либо услуг. Сегодня флешмоб, как форма мгновенной активности может стать альтернативой таким формам гражданской активности как пикет или митинг, при условии распространения фото/видеоматериалов в общественности и при информационной поддержке массовых медиа. Тем более, что проведение классических форм мероприятий становится крайне ресурсозатратным. Гражданская активность претерпевает значительные изменения, прежде всего это связано с тем, что в современном, динамично развивающимся, социуме появляются более совершенные и удобные способы её организации и проявления. Стоит отметить, что ключевую роль в жизни подавляющего большинства людей играет интернет и медиа пространство. Для современного поколения молодежи интернет является главной формой общения, а также платформой для выражения своих интересов и проблем. В связи с этим, формы гражданского активизма, близкие молодёжи, переходят в интернет-пространство. По причине этого, мы можем наблюдать, что большая часть флешмобов, которые так любит молодёжь, всё чаще проводятся онлайн, особенно актуально это стало из-за происходящей в данный момент пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.