Методическое обеспечение предупреждения и разрешения конфликтов в ДОУ
Введение
Актуальность исследования определяется интенсивными преобразованиями социальной сферы в целом и системы образования в частности. Нарастающая напряженность труда влечет за собой повышение числа социальных инцидентов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. При возникновении конфликтных ситуаций основная нагрузка по их урегулированию приходится на педагогов, с их стороны ожидается принципиальная позиция, этичное отношение к окружающим, педагогический такт, конструктивное поведение, самоотдача, что соотносится с высоким уровнем владения педагогической культурой.
При этом согласно исследованиям Л. Захарчук, наиболее характерными для системы образования являются межличностные конфликты, возникающие по поводу достижения целей профессиональной деятельности и при нарушении взаимосвязей ролевого характера. В отношении педагогической профессии в тарифно квалификационном справочнике профессий и профессиональном стандарте педагога нет прямого
Оглавление
Введение……………………………………………………………………
1.Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликта в дошкольной организации……
1.1Конфликт как социальный феномен: понятие, структура и классификация конфликтов ………………………………...
1.2 Управление конфликтами в образовательной организации:
предупреждение, регулирование и разрешение………………………….
Выводы по главе………………………………………………………………
2.Глава 2 Методическое обеспечение предупреждения и разрешения конфликтов в ДОУ ……………………
2.1Методика для разрешения конфликта в ДОУ…………………………
2.2Методическая разработка по предупреждению конфликта в ДОУ для педагогов………………………………
Выводы по главе……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список используемых источников…………………………………
Список литературы
Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
Банщикова Т.Н и др. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. Книголюб. М., 2004.
Газета “Школьный психолог”. № 15\2000.
Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н\Д: изд-во “Феникс”, 2002.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Изд-во “Феникс”, 2003.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 280 с. Микляева Н. В.,
9. Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с.
10. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 130 с.
11. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 12. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
13. Платонов К.К., Казаков В.Г Социально-психологический климат коллектива М.: ГроссМедиа, 2014 – 160 с.
14. Пономаренко В.В. Управление конфликтами. – М.: АСТ, 2012 – 382 с.
15. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии /. – 2007 – №2. – с. 158-166.
16. Романчик Н.В. Конфликтология. – М.: РИВШ, 2013 – 84 с.
17. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального
развития личности ребенка. – М. Владос, 2013 – 120 с.
18. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: АСТ, 2012 –240с.
19. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия
Этот вид деятельности должен осуществляться на этапах начала открытого конфликтного взаимодействия и развития конфликта.
Наконец, завершающий вид деятельности – это разрешение конфликта, т. его завершение. Разрешение может быть полным и неполным. Полным разрешение считается тогда, если ликвидированы все причины конфликта. Соответственно, неполное разрешение, если ликвидированы не все причины конфликтных ситуаций. Все это происходит на этапе разрешения конфликта. Также нужно отметить предпосылки, формы и способы разрешения инцидента в образовательной организации. «Предпосылки разрешения инцидента в образовательной организации заключаются в следующем: зрелость конфликта, наличие средств для его разрешения и потребность самих участников инцидента в его разрешении».
Формы разрешения:
уступка одной из сторон конфликта;
нахождение компромисса;
примирение конфликтующих сторон;
начало сотрудничества сторон по совместному преодолению противоречий.
«Спосо