Святоотеческое толкование двух рассказов о творении человека
Введение
На протяжении всей истории одной из важнейших тем, волновавших людей, является вопрос о происхождении человека. Свой ответ на этот вопрос предлагает и Библия. Однако существует проблема, которая заключается в том, что библейская история предлагает два разных повествования о творении человека, с различными деталями и акцентами. Естественно, святоотеческая мысль в лице разнообразных толкователей обращалась как по отдельности к двум рассказам о творении человека, так и к вопросу их согласования. В рамках нашей работы мы проанализируем два рассказа с точки зрения структуры, композиции и особенностей, а также проанализируем наиболее яркие комментарии святых отцов посвященных данной проблеме. Пласт святоотеческих комментариев является весьма обширным, богатым и разнообразным, однако вместе с этим пласт этот мало изучен и структурирован, что еще раз подтверждает актуальность данного исследования. Именно на решение обозначенных выше проблем будет направлена данная работа.
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Рассказы о творении человека 6
1.1. Рассказ о творении человека в Быт 1: 26-31. 6
1.2. Рассказ о творении человека в Быт 2: 4-25 7
Глава II. Особенности Святоотеческого толкования 8
2.1. Богословские школы и толкование Священного Писания 9
2.1.1. Александрийская школа 9
2.1.2. Антиохийская школа 12
2.1.3. Малоазийская школа. 17
2.2. Методы толкования Священного Писания. 18
Глава III. Святоотеческое толкование двух рассказов о творении человека Быт 1: 26-31 и Быт 2: 4-25 21
3.1. Толкование двух рассказов о творении человека Быт 1: 26-31 и Быт 2: 4-25 в восточной традиции 21
3.1.1. Толкования отцов александрийской богословской школы 34
3.1.2. Толкования отцов антиохийской богословской Школы 38
3.1.3. Толкование в малоазийской богословской школе 43
3.2. Толкование западных отцов Церкви 46
Комментарий Блаженного Августина. 45
3.3. Толкование в русской святоотеческой традиции 50
Глава IV. Анализ святоотеческих толкований двух рассказов о творении человека Быт 1: 26-31 и Быт 2: 4-25. 63
4.1. Сходства святоотеческих комментариев. 63
4.2. Различия в святоотеческих комментариях 65
Заключение. 67
Список литературы 69
Список литературы
Литература
1. Августин Блаженный. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. СПб.: Библиополис, 2007
2. Библия. Синодальный перевод. / М.: Российское библейское общество, 2006.
3. Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004.
4. Гаврилюк П. История катехизации в Церкви / под ред. свящ. Г. Кочеткова. – М.: Свято-Филаретовская катехизическая школа, 2001.
5. Зеньковский В.В. (прот.). Основы христианской философии. М., 1996.
6. Илларион (Алфеев), иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, М., 1999. Глава
«Духовное образование на христианском Востоке в I-VI веках».
7. Иеромонах Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. М., 1997.Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на книгу Бытия. Т.1. М., 1993.
8. Карташов А. В. Вселенские Соборы. /А. В. Карташов. – М., 1994.
9. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Спб. 1868.
10. Смирнов Е. И. История христианской церкви. – Свято–Троице Сергиева лавра, 1997.
11. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско- богословской мысли. Изд. 3-е., Москва: КомКнига, 2011г.
12. Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели (I-V вв.). Учебное пособие / К. Е. Скурат. – Воронеж, 1998.
Объясняя значение слова «подобный» преподобный Максим выделяет четыре свойства которыми был наделен человек, и которые составляют подобие. Свойства эти следующие:
бытие, или способность существовать;
приснобытность, возможность потенциально существовать вечно;
благость, человек благ, потому что и Бог благ;
премудрость, дающаяся скорее по благодати, а не по существу15.
Преподобный обращает внимание на разницу в 26 и 27 стихах, где Бог, говорит о том, что создаст человека по образу и подобию, а в итоге творит по подобию. Объясняя эту разницу, он говорит, что подобие человеку, и человеческой душе дано, что же касается образа, то задача достигнуть его ложиться на разум16.
Дальнейшее помещение человека в сад описанное при втором творении человека преподобный Максим понимает двояко.