Особенности предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать курсовую работу, в которой исследуются особенности предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.03.2024
Объем файла
113 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В соответствии с российским законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья при его отсутствии.
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Это право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1, 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Актуальность исследования данной темы обусловлено тем, что     данная категория детей нуждается в особой помощи со стороны государства ввиду их незащищенности. К наиболее уязвимым категориям детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в трудной социальной ситуации. Защита прав детей-сирот является приоритетной и неотъемлемой частью социальной политики нашего государства, поэтому вопрос обеспечения их жильем всегда актуален.          Поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, определили защиту прав детей в качестве важнейшей задачи государственной политики России.  Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав всех граждан Российской Федерации. Исходя из этого, обеспечение жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот представляет собой важнейший элемент, составляющих комплекс мер и мероприятий, необходимых для полноценного осуществления государством своей социальной функции.  Законодательство в сфере международного и российского права провозглашает человека высшей ценностью государства. Данные нормы подчеркивают необходимость защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Российское законодательство регулирует жилищные отношения с участием детей-сирот, в государстве принимаются меры по защите их жилищных прав. Но этих мер, полагаю, недостаточно. Проблема обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до настоящего времени остается нерешенной. 

 

Оглавление
1.Введение............................................................................................................3 
2. Глава 1 Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………………………..6
1.1. Регламентация предоставления жилья выпускникам детских домов.............6
1.2. Категории сирот, имеющих право на жилье.....................................................8
1.3. Условия и порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам................................................................................................................10
Глава 2 Особенности реализации социальной политики в сфере наделения
жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей......................17
2.1. Проблемы в сфере реализации наделения жильем детей-сирот....................17
2.2. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   ……………………………………………………................................25
2.3. Пути решения проблем в сфере регулирования реализации и защиты
жилищных прав детей-сирот? и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   .......26
Заключение.........................................................................................................32
Список использованной литературы источников...............................................33

 

Список использованной литературы и источников

Нормативно - правовые акты и иные официальные источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ» 1994. N 32. Ст. 3301; 

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // «Собрание законодательства РФ». 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14; "Собрание законодательства РФ". 2012. N 10 Ст. 1163. 

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // «Собрание законодательства РФ». 1996. N 1 Ст. 16; «Собрание законодательства РФ». 2008 N 17 Ст. 1756.

5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"» // «Собрание законодательства РФ». 1996. N 29 . Ст. 5880; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 51, ст. 6152; 2011, N 47, ст. 6608; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2015, N 1, ст. 53; 2016, N 27, ст. 4292; 2018, N 32, ст. 5115; 2021, N 8, ст. 1200; 2022, N 29 (часть III) ст. 5261).

6. Постановление Правительства РФ от 15.11.2022 N 2069 // Гарант: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 01.03.2023).

7. Закон Тамбовской области от 23 июля 2010 года № 862-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 31 мая 2021 года) [электронный документ] // Сайт сетевого издания «Тамбовская жизнь» www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2023).

Учебная и справочная литература

     8. Мамаева, А.К. Теоретические и практические проблемы реализации и защиты, жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие / А.К. Мамаева. - Владикавказ: Издательство СОГУ, 2010 - 213 с.

Статьи в научных журналах и сборниках:

  9. Азарова А.С. Проблемы обеспечения жильем детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей на примере Саратовской области//Вопросы Российской юстиции. Выпуск №18.2022.С.145-146 - Текст электронный // - URL: https://injust-journal.ru (дата обращения: 03.03.2023).

10. Герасимов Е.А., Еремин В.В. Право на жилье детей-сирот, его обеспечение в нормотворческой и правоприменительной практике.//Вестник СГЮА №5(142). 2021. С.243-248 Текст электронный: /cuberleninka.ru (дата обращения: 03.03.2023).

11. Жигарь, О.В. Об оценке и повышении эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Жигарь // Общество, экономика, управление. - 2017 - № 2 - С. 14-19.

12. Жиркова, А.А. Реализация и защита жилищных прав детей-сирот / А.А. Жиркова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016 - Т. 1, № 3 - С. 62-66.

13. Иншакова, А.О. Обеспечение жилищных прав социально уязвимых детей - неотъемлемая составляющая реализации социальной функции государства /А.О. Иншакова, Н.В. Кагальницкова // Правовая парадигма. - 2017 - Т. 16, №1 - С. 34-40.

          14. Лаврищева, О.А. Современные проблемы реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.А. Лаврищева //Государственная служба и кадры. - 2019 - № 3 - С. 82-86.

1. Мамаева, А.К. Участие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилищных отношениях / А.К. Мамаева // Пробелы в российском законодательстве. - 2009 - № 4 - С. 157-160.

2. Нагорнова, А.Ю. Анализ нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Общество: философия, история, культура. 2014 № 6 С. 21.

3. Неганова, Е.Н. Жилищные права детей-сирот под контролем государства / Е.Н. Неганова // ЭЖ-Юрист. - 2015 - № 23 - С. 5-7.

4. Розуван, А.М. Правовое регулирование обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: актуальные проблемы и возможные пути их решения / А.М. Розуван, Е.Н. Редикульцева //Вестник Вятского государственного университета. - 2013 - № 4 - С. 88-93.

5. Степанова, Д.Н. К вопросу о гарантиях по социальной поддержке детей-сирот / Д.Н. Степанова, Ю.Д. Уханов // Наука. Общество. Государство. - 2018- Т. 6, № 4 (24). - С. 34-42.

 

Диссертации и авторефераты диссертаций

6. Мамаева, А.К. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики: автореф. дисс. канд. канд. юр. наук. - Владикавказ: 2011 - 23 с.

 

Материалы правоприменительной практики

7. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г. // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/29526/ (Дата обращения: 01.03.2023).

 

Интернет-ресурсы

8. Анна Кузнецова заместитель Председателя Государственной Думы представила  инициативы по снижению жилищной задолженности перед детьми-сиротами // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru news.55535 (дата обращения: 01.03.2023). 

9. Хохлова рассказала сколько детей - сирот до 2024 года получат жилье // Электронное периодическое издание «Парламентская газета» URL:https://www.pnp.ru/social/senator-khokhlova-rasskazala-kak-izmenitsya-obespechenie-zhilem-detey-sirot.html (дата обращения: 01.03.2023).

10. На жилье для детей-сирот в Тамбовской области в 2023 году направят более 650 миллионов рублей  [Электронный ресурс] - URL:    https://tambov.bezformata.com/listnews/zhile-dlya-detey-sirot/113991943/ (дата обращения: 01.03.2023).

11. Генпрокурор России взял на особый контроль жилье для сирот [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2020/10/13/genprokuror-rossii-vzial-na-osobyj-kontrol-zhile-dlia-sirot.html (дата обращения 01.03.2023).

12. Вячеслав Володин: в 2023 году 1548 детей - сирот Саратовской области получат квартиры [Электронный ресурс] – URL: https://www.saratov.kp.ru/daily/27458.5/4712937/ (дата обращения: 02.03.2023).

13. Счетная палата померила сиротские метры,  Е.Губернаторов // газета №037 (3204) (2603) 26 марта 2020 [Электронный ресурс] – URL:  https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/26/5e7b26399a7947cefc348172 (дата обращения 28.02.2023).

14. Анна Кузнецова: для решения проблем детей-сирот необходима комплексная программа [Электронный ресурс] – URL: http://duma.gov.ru/news/53065/ (дата обращения: 02.03.2023).

Даже если ребенок сохраняет за собой право собственности или право пользования бывшим жилым помещением, нет точного законодательного определения, кто именно и каким образом осуществляет управление такими жилыми помещениями и обеспечивает их сохранность. В законе (п.11 ст.8 ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. №48-ФЗ, в159-ФЗ п.2 ст.8) на органы исполнительной власти субъектов РФ возлагается обязанность осуществления контроля за сохранностью таких жилых помещений, но не говорится об управлении ими и обеспечении их сохранности этими органами. За сохранность таких жилых зданий отвечают опекуны и попечители несовершеннолетних, организации, осуществляющие функции опекунов и попечителей. Но данная обязанность не реализуется в полной степени. А.К. Мамаева относит к причинам этого: «отсутствие достаточных финансовых ресурсов для своевременного ремонта, нежелание или неумение потребовать от лиц, проживающих в данном жилом помещении, поддерживать его в надлежащем состоянии» . В настоящее время дети-сироты зачастую не имеют представления о своих правах, особенно о жилищных. Практика показывает, что сироты плохо знают свои права. Это проблема непосредственно правовой грамотности. Социальные службы должны активизировать свои усилия по информированию этой категории граждан об их правах. Также необходимо следить за реализацией этих прав и следить за выданным жильем .