Вопросы осуществления юрисдикции в космическом пространстве
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что с развитием технологий человечества, расширяется его сфера влияния во всем пространстве. Одно из таких пространств является космос. Запуск первого советского спутника 1957 г. ознаменовал новый веток развития в международном праве, заключающийся в необходимости регулирования космоса во благо всего человечества. Это, воистину великое событие, побудило юристов и правоведов многих стран начать разрабатывать доктрину космического права, которая и по сей день активно дополняется и изменяется. Люди на всем протяжении своей жизни активно осваивают и ставят на службу своим жизненным интересам различные сегменты окружающей среды - окультурили сухопутную территорию, смогли научиться активно использовать моря и океаны в своих интересах, к концу XIX в. человечество добралось до покорения воздушного пространства, а во второй половине XX в. шагнуло в космос. Поэтому, такое новое пространство как космос стал открыт человеку, и постепенно начал превращаться в объект человеческой деятельности, связанный с освоением, исследованием и развитием космоса.
Содержание
Оглавление
Введение 3
1. Космоглобализация права 5
1. 1. Исторические предпосылки формирования современной концепции международного космического права 5
1.2. Космическое правовое пространство 12
2. Юрисдикция субъектов международного права в космическом пространстве. 21
2.1. Международные организации по исследованию и использованию космоса. 21
2.2. Международно-правовое регулирование космической деятельности по исследованию и освоению небесных тел 28
2.3. Правовое регулирование космической деятельности в РФ 36
Литература:
1. С.П. Малков Международное космическое право. Санкт-Петербург. 2002 год.
2. Зарзар В.А. Международное публичное воздушное право //Вопросы воздушного права: Сб. трудов секции воздушного права СоюзаАвиахим. Союз обществ дружбы авиационной и химической обороны и промышленности. — М., 1927. —Т. 1.
3. Капустин А.Я. Формирование современной международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства. Москва. 2021 г.
4. Пирадов А.С. Борьба Советсвкого Союза за разработку норм международного космического права. 1971.
5. Василевская Э.Г. правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М.: Наука, 1978.
6. Постышев В.М. Концепция общего наследия человечества в современном международном праве.
7. Международное право: Учебник/ Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, 2000.
8. United Nations. General Assembly A/RES/54/68 11 February 200. URL: http://www.unoosa.org/pdf/gares/ARES_54_68E.pdf
9. Goldie. Extra-terrestrial Privileges, Immunities and Exposures.
10. M. S. Vazquez. Cosmic international Law. Detroit, 1965.
11. Marchisio S. Article IX // Cologne Commentary on Space Law. Koln, 2009.
12. Cocca A. Mankind as a new legal subject: A new juriaical dimension.
13. Menter M. Commercial space activites under the Moon Treaty.
14. Howell E. China National Space Administration: Facts and Information // Space.com. 25 May 2016. URL: https://www.space.com/22743-china-national-space-administration.html
Государства освобождаются от материальной ответственности за ущерб, причинённый воздушными судами, принадлежащие самостоятельным юридическим лицам, но не освобождаются от ответственности за всю национальную космическую деятельность. Не мало важным отличием является регистрация воздушных и космических судов. Так, для воздушных судов не предусмотрен какой-либо единый реестр. В свою очередь, в соответствии со ст. III и IV Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., Генеральный секретарь ООН ведет Реестр, в который заносится информация, предоставляемая запускающими государствами, о космическом аппарате. Государствам запрещается осуществлять дистанционное зондирование территорий иностранных государств из их воздушного пространства без особых оглашений.