Специфика экзаменационных стрессов
Введение
В современном обществе стресс относится к одной из наиболее значимых проблем здоровья человека. Он возникает у детей и взрослых в одинаковой степени и его истоки находятся в мозге человека, а не в психике.У человека, который попадает в некомфортную ситуацию, мозг начинает выстраивать защиту автоматически, таким образом происходит адаптация человека к изменяющейся обстановке. Но если переживания и тревожность не проходят спустя долгое время, то это может привести к физиологическим и психологическим неблагоприятным последствиям для человека, к таким как: снижение иммунитета, повышенная утомляемость, затруднение дыхания, изменение массы тела.
Экзаменационный стресс считается одним из самых распространённых видов стресса. Отрицательные переживания являются главным фактором экзаменационного стресса. Также во время обучения он представляет собой неотделимую часть адаптации студента.
Цель работы: изучить влияние экзаменационных стрессов.
Задачи:1. Теоретический анализ источни
Содержание
Введение3
1. Понятие, классификация видов стресса и экзаменационный стресс4
1.1 Стресс: психологическая характеристика понятия4
1.2 Классификации видов стресса7
1.3 Экзаменационный стресс8
2. Экспериментальное исследование проявлений стрессовых реакций у студентов в сессионный период.14
2.1 Методики и процедура экспериментального исследования.14
2.2 Рекомендации для студентов по преодолению стрессов во время экзаменов.19
Заключение23
Список литературы24
Приложения26
Список литературы
Развитие человека в современном мире: материалы II Всероссийской научно – практической конференции с международным участием: под ред. Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 400 с.Лавров, И. П. Балмасова Экзаменационный стресс кластерноиммунологическая модель: учеб. Пособие / О. В. Лавров, И. П. Балмасова – М: – 2014. – 255 с.Ланина, Н. В. Формирование устойчивости студентов-бакалавров к экзаменационным стрессам [Текст]: автореф. дис … канд. псих. наук / Н. В. Ланина; ФГБОУ ВО «ВГПУ». – Воронеж, 2017. – 208 с.
Вишняков, С. А. Особенности проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период [Текст]: выпуск. квалиф. работа / С. А. Вишняков; АГГПУ им. В.М.Шукшина. – Бийск, 2018. – 115 с.Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]: учеб. пособие / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. — 256 с.Новикова, К. В. Психопрофилактика экзаменационного стресса [Текст]: учеб, пособие / К. В. Новикова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 276 с.Кутбиддинова, Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции) [Текст]: учеб. пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2019. – 124 с.Миронов, О. И. / О. И. миронов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №1. – С. 159–170.
Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа – 2018) / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. – М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. – 201 с. Березина, Т. Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения / Т. Н. Березина // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4. – С. 20–30. Вангородская Ю. С. Профилактика экзаменационного стресса / Ю. С. Вангородская // Психолог в школе. – 2015. – №4. – С. 16–23.Павлова, А.В. Научная дефиниция «стресс»: подходы к толкованию и классификации [Текст] / А.В. Павлова, Т.Н.
Ресурсы личности - это интеллектуальные, физические, социальные, финансовые возможности студента.
На второй стадии происходит возникновение эмоциональных реакций (напряжение, тревога, раздражительность и т.д.)
Третья стадия – копинговое действие. Копинг – поведение означает индивидуальный способ совладания человека с ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностными ресурсами, которые и определяют поведение человека. Копинговое действие представлено механизмами психологической защиты, копинг-механизмами и копинг-стратегиями, обеспечивающими преодоление экзаменационного стресса, т.к. в общем виде задача совладания состоит в том, чтобы преодолеть ситуацию экзамена, либо уменьшить ее отрицательные последствия. (1)
Выделяют три основных компонента экзаменационного стресса, в частности, физический,