Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что функционирование любого предприятия обеспечивается его правовым статусом.
Предприятия являются активными участниками гражданских правоотношений.
Предприятия являются основой экономики в государстве, от результатов их хозяйственной деятельности во многом зависит поступательное развитие государства.
Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных предприятий представляет собой комплексную категорию, которая позволяет определить место субъекта в общества, особенности его взаимоотношений между государством, другими людьми и их объединениями.
Поскольку государственные (муниципальные) предприятия, прежде всего, участники имущественных отношений, то и решение проблем, связанных с их организацией и деятельностью, лежит в основном в плоскости гражданско-правового регулирования. Перед системой гражданско-правового регулирования стоит и иная задача - сделать государственные (муниципальные) предприятия более предска
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Общая характеристика предприятий как субъектов гражданского права4
1.1. Понятие и виды предприятий4
1.2. Основы правового положения государственных и муниципальных предприятий9
2. Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права15
2.1. Государственные и муниципальные предприятия как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности15
2.2. Гражданская правосубъектность унитарных предприятий21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 418. (Утратил силу с 1 июля 2002 г.).
4. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, N 48, ст. 4746.
5. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, N 4, ст. 251.
6. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
7. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6078.
8. Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (ред. от 06.05.2019) «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, N 32, ст. 3313.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2015 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждани
Таким образом, к первой группе следует относить не закрепленное имущество, а именно принадлежащее федеральным государственным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным учреждениям.
Сюда также можно отнести имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, необходимое для осуществления их полномочий.
Вторая группа федерального имущества входит в состав государственной казны, куда следует отнести средства федерального бюджета и иное нераспределенное федеральное имущество.
Правовой режим имущества, находящегося в составе имущества казны, имеет свои особенности: имущество не принадлежит на вещных правах никакой организации; используется организациями (юридическими лицами) для реализации собственных целей только по решению уполномоченного государственного органа [].
К третьей части феде