Конституционное право на охрану здоровья и мед помощь
Введение
С развитием цивилизации охрана здоровья перестала быть делом каждого конкретного человека, но превратилась в проблему всего общества. Большинство развитых стран в настоящее время социально-ориентированы. Одной из важнейших функций государства стала охрана безопасности граждан, их жизни и здоровья. Государство заботится о здоровье людей с помощью различных механизмов (от бесплатного оказания скорой помощи до обязательного медицинского страхования). В Конституции Российской Федерации среди прочих социальных гарантий содержится закрепление права на охрану здоровья (статья 41). Таким образом, наше государство берет на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию этой сферы. Однако далеко не вся нормативная база отвечает современным международным стандартам в этой сфере, а правовая регламентация и правоприменительная практика позволяет судить о множестве проблем. Например, доступ к бесплатной профилактике и реабилитации открытне для всех категорий населения, а сфера оказания платных медицинских услуг нуждается в дополнительном правовом регулировании вопросов оценки качества таких услуг.
Право на охрану здоровья, несмотря на проявленный некоторыми исследователями интерес, практически не изучалось глубоко и предметно. Отдельные аспекты реализации и механизмов защиты были проанализированы в диссертационных работах А.Б. Литовка, В.П. Власенко, В.В. Дюжикова, В.Д. Черных, Л.А. Кавалерова. Научные статьи, посвященные изучению и анализу различных аспектов этого конституционного права, имеются в большем количестве. К таковым можно отнести, например, исследования А.И. Сергеева, Е.И. Козловой. Полного, систематизированного анализа права на охрану здоровья не наблюдается. Что подтверждает актуальность выбранной темы.
Содержание
Введение 3
1. Рассмотрение фабулы постановления Конституционного Суда РФ от 13.07.2022 N 31-П "По делу о проверке конституционности пунктов 11 и 12 части 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Ф.................5
1.1 Теоретические основы права на охрану здоровья и медицинскую помощь 8
1.2 История возникновения и развития права на охрану здоровья, и медицинскую помощь 8
1.3 Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь 8
2. Содержание конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь 14
2.1 Право на медицинскую помощь, на обеспечение лекарственными средствами 14
2.2 Обязанности человека и гражданина РФ в области охраны здоровья 20
2.3. Проблемы правового обеспечения и реализации права на охрану здоровья граждан РФ 23
3. Анализ постановления Конституционного Суда РФ от 13.07.2022 N 31-П "По делу о проверке конституционности пунктов 11 и 12 части 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Ф." 28
Заключение 31
Библиографический список 33
Список литературы
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 1.07.2020) // РГ от 25.12.1993 № 237
2.Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2022 N 31-П "По делу о проверке конституционности пунктов 11 и 12 части 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Ф."
3.Александрова О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан // Главврач. - 2020. - № 3-С.25-29
4.Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. - 2019. - № 3. -С.33-39
5.Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение в Российской Федерации. - 2019. - № 2. -С.62-69
6.Квернадзе Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. - 2021. - № 8. -С.77-79
7. Лабриевой, Ю.А. Концепции развития российского законодательства / Т.Я. Лабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2020.-441с.
8.Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2019.-362с.
10.Олейник Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2019. - №5. - С.86-87.
11. Олейник Ч.Г. О систематизации законодательства об охране здоровья населения. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении/ Под ред. Хабриевой Т.Я. М.: Изд-во Юриспруденция. - 2021. - С.96-100.
12.Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. - 2020. - №2. - С.45-48
13.Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации. / Под редакцией профессора Сергеева Ю.Д. - М.: Претор, 2020.-448с.
14.Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. - 2019. - № 3. -С.20-25
15.Сергеев А.И. Конституционно-правовые основы системы гарантий права каждого на охрану здоровья и получение своевременной медицинской помощи // Право и жизнь. - 2021. - № 110 (5). -С.36-39
Сфера платных медицинских услуг также нуждается в совершенствовании. В Определении КС РФ №115-О отмечается, что признание охраны здоровья в качестве неотъемлемого условия жизни и функционирования общества предопределяет содержание правового регулирования отношений, которые связаны с реализацией конституционного права на охрану здоровья. Суд также указал на то, что возмездное оказание медицинских услуг является реализацией гарантируемой в Российской Федерации свободы экономической деятельности и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров, к которым применяются правила главы 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг». В настоящее время сфера платных медицинских услуг наиболее полно урегулирована Постановлением Правительства РФ №1016. Несмотря на существенно более качественное регулирование, чем прежде, ряд проблем всё ещё имеет место.
Перечень условий предоставления услуг помимо гарантируемого государством минимума не исчерпывающий. Это открывает возможность широкой трактовки и взимания платы с пациента за незначительные услуги. Кроме того, в Правилах отмечается, что при платном лечении взимать плату за услуги, необходимые пациенту в силу экстренных показаний при угрозе жизни, нельзя. При этом особенности ценообразования в сфере платных медицинских услуг остаются не до конца проясненными. Всё это в совокупности предоставляет возможность взимания неформальных платежей в обход установленного правового регулирования. Необходимо отдельно прописать процедуру оценки и соответствия качества платных услуг, для более эффективного контроля за соблюдением норм правовых актов, а также обеспечения максимального качества обеспечения права на охрану здоровья в рамках платных медицинских услуг.