Психологическая безопасность младшего школьника в образовательной среде школы
Введение
Анализируя современную ситуацию в средних образовательных учреждениях, можно заметить резкое ухудшение качества здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей и подростков. В связи с этим необходимо создать условия, которые будут обеспечивать здоровье и безопасность подрастающего поколения, становятся приоритетными. В целях сохранения и укрепления здоровья, создание комфортных условий труда и учебы в образовательных учреждениях, особую актуальность приобретает проблема организации и поддержки психологически безопасной образовательной среды. Очень важными показателями психологически безопасной образовательной среды являются: защищенность от психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса; удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении; укрепление психического здоровья; предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности; организация насыщенной образовательной среды; стимулирующей развитие участников процесса. Актуальность данной работы определяется её практическими задачами, стоящими перед современной системой образования. Так как психологически безопасная образовательная среда способствует обеспечению психического здоровья обучающихся, значит, она благотворно влияет на формирование и развитие их познавательной активности, повышает уровень обучения и развития каждого субъекта, обеспечивает возможность раскрыть свой внутренний потенциал.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия «психологическая безопасность образовательной среды» 6
1.1. Характеристика понятия «психологическая безопасность младшего школьника в образовательной среде» 6
1.2. Критерии психологической безопасности образовательной среды 9
Выводы 10
Глава 2. Изучение представлений школьников о психологической безопасности образовательной среды 12
2.1. . Организация и проведение эмпирического исследования 12
2.2. Анализ результатов и их интерпретация 13
Выводы 17
Заключение 19
Литература 21
Литература
1. Беляев, Г.Ю. К вопросу о понятии образовательной среды / Г.Ю.Беляев // Третья Российская конференция по экологической психологии: материалы конференции - М.: Изд-во РУДН, 2005. - С.254 -257.
2. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1999. - 224 с.
3. Андреева, A.B. К проблеме диагностики психологической безопасности образовательной среды / A.B. Андреева // Психологическая безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, перспективы, пути решения: Материалы Международной научно-практической конференции. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. - С.79 - 81.
4. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды : учебное пособие / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова. Под ред. И. А. Баевой. – М. : Экон – Информ, 2014. – 248 с.
5. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды : развитие личности / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. – М. : СПб. : Нестор – История, 2016.
6. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе / И. А. Баева. СПб., 2015. – 185 с.
7. Балабанова, Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности / Н.В. Балабанова. - Краснодар: КубГУ, 2002. -102 с.
8. Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции (г. Таганрог, 14-16 мая 2015 г.). – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. – 240 с.
9. Безопасность образовательной среды начальной школы: необходимость психологической оценки / Л. С. Рещикова // Народное образование .— 2016 .— №7-8 .— С. 101-105.
10. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2018. — 304 с.
11. Вергелес, Г.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, Союз, 2000. - 159 с.
12. Груздева, Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы / Н.В. Груздева // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. -СПб.: Речь, 2001. - 235 с.
13. Ерёмина О. И. Обеспечение психологической безопасности младшего школьника в условиях образовательной среды начальной школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onoo.ru/load/3-l-0-5 -21.10.2009
14. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев//Вопросы психологии. - 1993, № 1. - с. 13-23.
15. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей / Т.В. Костяк. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 96
16. Лебедева, И.В. Создание психологически безопасной образовательной среды как средство повышения успеваемости обучающихся в начальной школе / И.В. Лебедева // Психологическая наука и практика образования: психологическая безопасность и развивающий характер образовательной среды. - Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2009
17. Маркеева М. В., Чувашова А. Е. Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 117-120. — URL https://moluch.ru/archive/80/13798/ (дата обращения: 01.04.2018).
18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2015 г.
19. Рещикова Л. С. Психологическая безопасность образовательной среды и социализация школьника // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: ЛОИРО, 2016. – 188 с.
20. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М., 2017. – 174 с.
В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова понятие «безопасный» представлено читателю как состояние, при котором «не угрожает никакая опасность, есть защита от опасности». Безопасность представляется в виде силы, которая побуждает к активности ради самосохранения и саморазвития (Ясвин, 91). Психологическая безопасность личности – это уникальная способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами сопротивляемости деструктивным внешним и внутренним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности или незащищенности в конкретной жизненной ситуации.