Особенности установок младших школьников при переходе на уровень средней школы
ВВЕДЕНИЕ
Один из наиболее значительных периодов личностного развития школьников приходится на период их перехода из начальной школы в среднюю, когда существенно меняется объективная социальная ситуация развития. Исходя из этого, одной из важнейших задач школы является диагностика готовности младших школьников к обучению на средней ступени общеобразовательной школы.
Переход младших школьников на вторую ступень общего образования совпадает с другим важным этапом в жизни школьников - вступлением в подростковый возраст, называемый критическим. Ряд исследователей (Л. С. Выготский, Т. Н. Князева, Ш. А. Амонашвили) считают ее сложной, имеющей свою специфику и влияющей на развитие личности в целом. Низкий уровень готовности учащихся к обучению в общеобразовательной школе может привести к негативному отношению к учебной деятельности и школе в целом, снижению успеваемости и ухудшению психического состояния. Установки, сформированные в начальной школе, позволяют успешно учиться в старших класса
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ3
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ4
ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВОК ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ7
1.1. Феномен психологической готовности к обучению в основной школе7
1.2. Установки младших школьников14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСТАНОВОК ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ26
2.1. Организация и методы исследования26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования установок младших школьников28
2.3. Рекомендации по формирование установок младших школьников31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ37
ПРИЛОЖЕНИЕ42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белкова В.Н., Чистякова Н.Н. Формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 4-1 (11). С. 85-87.
Боликова Л.Ю., Сильнова Ю.А. Духовно-нравственные установки младших школьников // Начальная школа. 2016. № 11. С. 23-27.
Виноградова, Н.Ф. Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта / Н.Ф. Виноградова. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2005. – 198 с.
Виноградова, Н.Ф. Особенности взаимодействия начальной и основной школы / Н.Ф. Виноградова // Математика. – 2007. - № 18. – С. 16–18.
Волков, Н.В. Готовим ребенка к школе - 4-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Волков, Б.С. Волков. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы: Учебное пособие - 2-е изд. / Н.И.Вьюнова. - М.: Акад. Проект, 2005. - 255 с.
Гаврилова О.Я. Успешность решения конвергентных задач младшими школьниками в условиях различных установок // Психолог. 2017. № 3. С. 63-71.
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А.
Готовность к школе: развивающие программы / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академ. Проект, 2004. - 96 с.
Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Высшая школа, 2008. – 316 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе - 4-е изд. / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
Давлетшина Л.Х. Типы доминирующих установок младших школьников в отношении к природе: диагностики аспект // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 10. С. 98-100.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c.
Денисова, А.А. Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе / А.А. Денисова // Известия Россий
Активный поиск связи цели ожидаемой деятельности с высшими духовными ценностями, ощущение придания человеку гораздо большей значимости, чем они изначально предполагаются». [25]. В процессе идентификации усваиваются и социальные ценности. По мнению В.А. Петровского, идентификация образует одну из форм отраженной субъективности, «...когда мы, как субъект, воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои мотивы), его, а не наши цели и т. д.» Этот механизм является ведущим в усвоении групповых ценностей и норм [22].
В.Г. Леонтьев отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей, а развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов [25].
Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация предполагает прочную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого берет на себя субъект, ставя себя