Исследование интернет зависимости подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в формировании технологий и появлении новых цифровых устройств. В современном мире человека с детства сопровождают цифровые устройства. Цифровые технологии используются в учебном процессе. Трансляции большого количества информационных и развлекательных ресурсов обеспечило цифровым устройствам устойчивую роль спутников человека во многих сферах жизни.
Мир меняется под воздействием цифровых технологий, которые стали необходимыми и важными средствами общения, без которых невозможно функционирование общества и образовательной сферы. Вся новейшая техника дала человеку грандиозные возможности, упростила его жизнь, решила сложные задачи, а затем создала проблему для общества. Проблему зависимости. В наше время научно- педагогическая литература содержит понятия «интернет-зависимость», «виртуальная зависимость», «гаджет-зависимость», «онлайн-зависимость», «цифровая зависимость».
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПОДРОСТКОВОЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ………..…...7
Понятие зависимого поведения……………………………………..7
Виды интернет-зависимости………………………………………12
Подростковая интернет-зависимость: сущность и признаки проявления………………………………………………………………………...15
Вывод по главе…………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВОЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ………………………………………………………………...22
2.1. Организация и методы исследования…………...………………….22
2.2. Результаты исследования………………………...……….................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции/ Е.И. Николаева, В.Г.Каменская. — М.: Форум, 2011. – 208 с.
- Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. —2018. —T.25. — № 1. — С. 90-100.
- Гершман А.О. Предпосылки развития цифровой зависимости у младших школьников / А.О. Гершман // Сборник научных статей и материалов международной конференции: Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. — 2016. - С. 83-85.
- Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Разработка и апробация методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-TC) // Психологические исследования. — 2012. — №2 (22).
- Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. — М.: Академия, 2005. — 208 с.
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики / В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова и др. М., МГМСУ, 2011. — 32 с.
- Карпова, Е.Е. Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость» / Е.Е. Карпова // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 523-525. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/149/42346/ (дата обращения: 22.06.2020).
- Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: zavisimost-v-zarubezhnyh-issledovaniyah (дата обращения 20.06.2021).
- Кордуэлл М. Психология. А — Я: Словарь-справочник. — М.: ФАИР- ПРЕСС, 2000. — 448 с.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга. - М.: Институт консультирования и семейных решений, 2012. — 526 с.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. — 251 с.
- Ларионова С.О., Дегтярев А.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. — 2013. №2. — С. 232-239.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.
- Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). — М.: ИНФА-М, 2015. — 320 с.
- Марциновская Т.Д. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2010. — 464 с.
- Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2000.
- Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 328 с.
- Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В.Д. Менделевича. — СПб.: Речь, 2007. — 786 с.
- Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения / Н.Н. Мехтиханова. — Ярославль: ЯрГУ, 2005. — 122 с.
- Миракян Н. Ну и гаджеты / rg profkiosk.ru/748021
- Прокофьев В. Гаджеты под запрет // rg profkiosk.ru/612018
- Прокофьев В. Мобильники сдать! // Российская газета. — 2020. №125 (7588).
- Светличная Т.Н., Смиронова Е.А., Суходолов А.П. Социальные факторы риска возникновения интернет-зависимости: монография // Г.А. Ковалева. — Череповец: ЧГУ, 2018. — 200 с.
- Сиберг Д. Цифровая диета: как победить зависимость от гаджетов и технологий / Д. Сиберг. — М.: Альпина Паблишер, 2015.
- Трафимчик Ж.И. Компьютерная аддикция у молодежи: специфика и профилактика // Ученые записки. CПб ГМУ им. aкад, И.П. Павлова — 2011. — Т. XVIII, №4. — С. 69-70.
- Goldberg І. Internet addiction disorder // CyberPsychol. Behavior. —
1996. Vol. 3, № 4. — Р. 403312.
- Greenfield D.M. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them. — Oakland: New Harbinger Publications, 1999.
- Longman Active Study Dictionary. Pearson Education Limited. 2010. 1040 р.
- Nicholas Kardaras It's ‘digital heroin’: How screens turn kids into psychotic junkies [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nypost.com/2016/08/27/its-digital-heroin-how-screens- turn-kids-into-psychotic-1unkies/ (дата обращения 20.06.2021).
- Young К.Ѕ. Addictive use of the Internet: а case that breaks the stereotype // Psychological reports. — 1996. — № 79. — Р. 899 —902.
- Young К.Ѕ. Caught in the Net: how to recognize the signs of inteшet addiction — and а Winning Strategy for Recovery. — N.Y. е.а.: John Wiley & Sons, 1998.
Институт маркетинговых исследований GfK провел онлайн-опрос. В нем приняли участие 22 000 респондентов от 15 лет из 17 стран. Участникам было необходимо согласиться или нет с утверждением: «Мне трудно делать перерыв в использовании технологических устройств, даже если я знаю, что должен сделать это».
Треть участников, 34%, стойко уверены, что временно отказаться от использования гаджетов им будет крайне сложно. С легкостью смириться с этим способны только лишь 16%. Тяжелее всего временно отказаться от использования технологий, даже при необходимости, подросткам (15-19 лет): с этим согласились 44% из них. Схожая ситуация наблюдается среди молодых людей в возрасте 20 лет и старше - 41%. Среди пользователей старше 30 зависимость от технологий уже ниже. 38% респондентов согласны с тем, что отказаться от гаджетов сложно даже на время и при необходимости. В старшей возрастной группе процент резко падает: 29%, 23%, 15%. Полученные данные обнаруживают, что зависимость от гаджетов в равной степени выражается и среди парней, так и среди девушек. Так равное количество подростков согласны, что им будет тяжело не использовать гаджеты. Самые вызывающие зависимость услуги от интернет-зависимости среди подростков - это онлайн-игры, различные виды развлечений, форм общения, сексуальные приложения, навязчивый поиск информации по определенной теме на веб-сайтах.