Ценовая дискриминация

Скачать курсовую работу, в которой исследуется ценовая дискриминация
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.03.2024
Объем файла
260 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ 
 
Актуальность темы. Принципы дискриминации в той или иной степени лежат в прочных механизмах, осуществляющих свою деятельность на рынках как конечных так и промежуточных товаров.   
В России как и в ряде других стран, подобные механизмы ценообразования являются объектом антимонопольного регулирования. Изменения положения участников рынка и эффективности распределения ресурсов на нем это интерес со стороны антимонопольных структур. Во многих странах эти механизмы расцениваются как негативное влияние на благосостояние потребителей, продуктов и конкурирующих фирм и именно поэтому относятся к злоупотреблению доминирующим положением. Однако, в ряде случаев ценообразование на основе дискриминации улучшает благосостояние участников на рынке.  
Высокую актуальность имеет вопрос полезности ценовой дискриминации для рынка и отдельных его участников. Плюсом является возможность для продавца максимизировать свою прибыль, которая может быть направлена в какие-нибудь полезные сферы. Некоторые потребители выиграют от низких цен, некоторые менее состоятельные слои населения могут покупать дешевле, что в какой-то степени снижает социальное неравенство.  

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……. 6
Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации………. 6
Межвременная дискриминация………………………………………. 10
ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ………………………………… 12
Ценовая дискриминация первой степени: продажа товаров по ценам спроса………………………………………………………………...... 12
Ценовая дискриминация второй степени: цены зависят от условия продажи………………………………………………………………. 14
Ценовая дискриминация третьей степени: продажа товаров на различных сегментах рынка……………………………………………………………... 17
ПРАКТИКА ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……………………….. 20
Ценовая дискриминация и существование отрасли……………… . 20
Последствия ценовой дискриминации……………………….….. 24
Парадокс Коуза…………………………………………………….... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 35

Список используемой литературы  

1. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев.- М.:  Издательство НОРМА,  2014. – 623 с. 

2. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика/ Под ред. И.Е. 

Рудаковой. – М.: Издательство ИНФРА-М, 2008. – 575 с. 

3. Жан Тироль Рыночная власть: теория организации промышленности/ Жан Тироль. – М.: Санкт – Петербург «Экономическая теория», 1996. – 794 с. 

4. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика/ Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и сервис, 2011.  - 608 с. 

5. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Робинсон Дж. – М.: Прогресс, 1986. – 472 с. 

6. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И.  Леусский. – СПб.: Юрайт. – 2011. – 544 с. 

7. Разнодежина, Э.Н. Экономическая теория: основы микро- и макроэкономики/ Э.Н. Разнодежина, Р.М. Камалтдинова. – Ульяновск.:  УлГТУ. – 2011. – 263 с.  

8. Бойцова, Е.Ю. Микроэкономика и макроэкономика актуальные проблемы/ Е.Ю. Бойцова, Н.К. Вощикова. – М.: Юрайт. – 2019. – 249 с.  

9. Н. Грегори Менкью Принципы микроэкономики/ Н. Грегори Менкью. – М.:  Питер. – 2012. – 592 с.  

10. Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и Российская практика: учебное пособие/ А.Г. Грязнова, А.Ю Юданов. – М.: КНОРУС, 2004. – 592 с. 

 Первым стратегию ценовой дискриминации применил известный бренд женского белья Victoria’s Secret. В 1996 году в рамках маркетинговой компании по продвижению новой коллекции потенциальным клиентам были отправлены по почте каталоги с продукцией. При этом для разных категорий покупателей были установлены разные цены на одни и те же позиции.  Одну клиентку, заметившую подобное несоответствие цен в разных каталогах, это очень возмутило, и она подала в суд на компанию. Но ее иск был отклонен, так как суд признал использование стратегии гибкого ценообразования в сфере розничной торговли и не противоречащим закону. Кроме того, к адвокату женщины были применены санкции за подачу «фривольного иска».  В сфере розничной торговли можно часто встретить примеры применения ценовой дискриминации второй степени. Например, в магазинах популярного бренда мужской одежды Men’s Wearhouse, клиентам предлагают купить один костюм за 299 долларов, а два костюма – за 500 долларов.   Если говорить о ценовой дискриминации третьей степени, то можно привести такой пример. Многие производители программных обеспечений продают свои  программы не по отдельности, а пакетами. Так, в 1993 году компания Microsoft впервые предложила пакет «Microsoft Office», куда входил текстовый редактор и   табличный редактор, вспомогательная программа представления данных и база данных. В розничных магазинах Microsoft Office продавался за 570 долларов, а в неофициальных -  450 долларов. Если бы потребитель решил покупать программы по отдельности, он бы потратил 1656 долларов. Рассмотренный пример наглядно иллюстрирует метод ценовой дискриминации при про даже наборов товаров. Не каждому пользователю нужны все про граммы, входящие в пакет.  Одни чаще пользуются текстовым редактором, другие – электронным и таблицами, но покупать их по отдельности невыгодно. Поэтому потребители выбирают полный пакет программного обеспечения, а не отдельную программу.