Способность личности к эмпатии и проблема ее формирования

Скачать курсовую работу, в которой исследуется способность личности к эмпатии и проблема ее формирования
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.03.2024
Объем файла
107 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Проблема изучения эмпатии и ее проявлений актуальная тема в современном мире. Мы живем в обществе, которому необходима гуманизация. Важной задачей развития нашей страны является появления иного типа взаимоотношений, которые были бы построены на гуманистической основе, понимании и уважение личности. 
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений, развитие способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. 
В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И.М.Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франки В. и др.), уровням ее развития (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапам становления (Стрелкова Л.П., ШтейнмецА.Э., Юсупов И.М.), механизмам формирования (Осухова И.Г. и др.).

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования способностей личности к эмпатии и проблемы ее формирования 7

1.1Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии…. 7

1.2 Структура эмпатических способностей 12

Выводы по 1 главе 23

Глава 2.  Эмперическое исследование способности к эмпатии 25

2.1 Методы, методики и процедура диагностики   уровня развития эмпатии… 25

2.2 Диагностика уровня развития эмпатии у студентов 30

Выводы к главе 2 33

Заключение 35

Список использованных источников 38

Приложения 41

Список использованных источников

1. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.

2. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. Ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.

3. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.

4. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова. - 2012. - №8. - С. 254-256.

5. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - СПб: Питер, 2004. -474 с

7. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009.

8. Карягина, Т. Д. Проблема формирования эмпатии / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 38-54 (0,8 п.л.).

9. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М.:, 2000 

10. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: Изд-во ЛГУ, 2008

11. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001

12. Василькова А.П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения – 2000: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2000. – С.174 – 175.

13. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004

14. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 280 с.

15. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.

16. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.

17. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.

18. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.

19. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.

20. Вилюнас В. К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

21. Водопъянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд – во СПбГУ, 2000. – С. 443 – 463.

22. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

23. Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – Вып. 5.

24. Кондрашихина О.А. Опросники в психологической диагностике, Севастополь, 2007 

25. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению, СПб.: Речь, 2001 - 184 с.

26. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007

27. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и про фессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. – СПб.: Речь, 2005. – 324 с.

28. Психология личности. Учебное пособие / под ред. Проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксимо, 2007. – 653 с.

29. Роджерс К. Психотерапия на пороге 21 века. М.: Когито-Центр, 2005. – 315 с

30. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер Ком, 1999. – 741 с.

32. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.

33. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.

34. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.

35. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.

Психодиагностика проводилась в аудитории ИППиФСО    у студентов   в количестве 50 человек. Участники опроса прослушали инструкции и заполнили бланки ответов по двум методикам поочередно. На бланке ответов испытуемый помечал также свой пол, возраст и образование с указанием вида (гуманистическое, техническое, экономическое). 
Методология дает основу для эффективной теории и практики: консультант знает, как построить творческую плодотворную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.
Но чрезмерный уровень эмпатийности у консультанта может привести к эмоциональному выгоранию или невозможности выхода из «мира клиента» после того, как консультант «влез в его шкуру», хотя в полной мере это и невозможно – стать на место кого-то.