Особенности самосознания в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития самосознания является первостепенной задачей и современного образования, что подтверждается реализацией требований ФГОС. Одним из составляющих направлений ФГОС является личностное развитие младшего школьника. В основе самостоятельной реализации учебной деятельности лежит саморазвитие, самосовершенствование, а это значит, на первый план развития выходит формирование самооценки: адекватность.
Личность, которая умеет адекватно оценивать свои поступки и действия, анализировать отношение к себе и взаимоотношения с окружающими, непременно будет успешна. Уверенность в себе, объективное оценивание своих достоинств и недостатков, а также желание достичь более высоких целей и задач для собственного развития – те качества, которые будут полезны каждому человеку. Следовательно, чтобы запрос общества был удовлетворен, большое внимание должно уделяться вопросу самооценки личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к исследованию самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Основные механизмы формирования самосознания личности
1.3 Особенности самосознания личности подростков
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация исследования самосознания личности в подростковом возрасте
2.2 Результаты эмпирического исследования самосознания личности в подростковом возрасте
2.3 Программа направленная на развитие самосознания у подростков
Заключение
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2е изд. СПб.: Питер, 2001. 260 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990. 94 с.
3. Белонощенко Е. Рождённые с характером. М.: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2013. 196 с.
4. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. С. 4-162.
5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Просвещение, 1982. 345с
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ. 2008, 73 с.
7. Владимиров В. В. Смысл русской жизни. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. 544 с.
8. Волкова, Т. Г. Психология самосознания: учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2013. 296 с. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137239 (дата обращения: 03.06.2021).
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. : Орудие и знак в развитии ребенка. М.: Педагогика, 1984. 5-90 с.
10. Горская Н. Е., Глызина В. Е. Особенности развития самосознания. Вестник ИрГТУ, 2011. №1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-samosoznaniya-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 03.06.2021).
11. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн / Электр.ст. URL:https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/23/issledovanie_samootsenki_po_metodike_dembo-rubinshteyn.pdf
12. Калянов А. В. Теоретические основы исследования самосознания учащейся молодёжи // Вестник МГУКИ, 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-issledovaniya-samosoznaniya-uchascheysya-molodyozhi (дата обращения: 03.06.2021).
13. Кокарев М. Диалогическая этика М. М. Бахтина. Электр. ст. Режим доступа к ст.: URL: http://sno-samds.ru/index.php?catid= 23&id=44:2012-02-26-12-06-21&Itemid=42&option=com_content&view=article (дата обращения: 15.03.2012).
14. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 262 с.
15. Кормильцева М.В., Церковникова Н.Г. Проблема самосознания в психологии. URL: elar.rsvpu.ru (дата обращения: 18.05.2021).
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975. 467 с.
17. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е изд., испр. и доп. — М., 2017.
18. Петруллите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образования у студентов: автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1979. - 16 с.
19. Роджерс К. Становление человека: Взгляд на психотерапию. М.,1959. 416 с.
20. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 328 с.
21. Руссо Ж.- Ж. Избранные сочинения. в 3 томах. Т. 1, 1961. 626 с.
22. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 228 с.
23. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. 187 с.
24. Столяренко Л.Д. Психология личности. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 575 с.
25. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 336 с.
26. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 448 с.
27. Храмова К. А., Валеева В.С. Социальные механизмы формирования самосознания личности // Манускрипт, 2016. №4-1 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-mehanizmy-formirovaniya-samosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 23.05.2021).
28. Шутенко Е. Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики // Знание. Понимание. Умение, 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samosoznaniya-lichnosti-kak-problema-psihologicheskoy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 03.06.2021).
29. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука. 1977. 144 с.
30. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
32. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991. 427 с.
33. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. : Наука. 1979. 264 с.
По результатам контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» испытуемых 7-8-х классов наибольшее количество ответов по шкале «социальное я» приходятся на обозначение учебно-ролевой принадлежности (я - ученик (-ца), я - школьник (-ца) и т. д., - 90%) и семейной роли (я - сын (дочь), я - брат (сестра) и т. д. – 82%.). По шкале «коммуникативное я» 62% испытуемых обозначили себя как «друг» («подруга»). 4% школьников обозначили ответы, относящиеся к шкале «материальное я» (богатый, бедный). По шкале «физическое я» 80% испытуемых дали субъективную оценку своего внешнего вида (сильный, красивая, привлекательный и т.д.) 70% испытуемых дали ответы, относящиеся к шкале «деятельное я», в которых они давали оценку своим умениям, достижениям и т.д. Это говорит о довольно высоком развитии рефлексии у данных школьников. По шкале «перспективное я» 7% испытуемых указали свою будущую профессию. Процесс самоидентификации подростков происходит замедленно и негативно отражается на формировании образа «Я» у подростков, мальчиков по сравнению с их сверстницами, у которых данная склонность не обнаружена. С помощью критерия φ* – угловое преобразование Фишера – установлены достоверные различия в показателях «Деятельное я» и «Рефлексивное я».