Особенности самосознания в подростковом возрасте

Скачать курсовую работу, в которой исследуются особенности самосознания в подростковом возрасте
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.03.2024
Объем файла
95 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития самосознания является первостепенной задачей и современного образования, что подтверждается реализацией требований ФГОС. Одним из составляющих направлений ФГОС является личностное развитие младшего школьника. В основе самостоятельной реализации учебной деятельности лежит саморазвитие, самосовершенствование, а это значит, на первый план развития выходит формирование самооценки: адекватность.
Личность, которая умеет адекватно оценивать свои поступки и действия, анализировать отношение к себе и взаимоотношения с окружающими, непременно будет успешна. Уверенность в себе, объективное оценивание своих достоинств и недостатков, а также желание достичь более высоких целей и задач для собственного развития – те качества, которые будут полезны каждому человеку. Следовательно, чтобы запрос общества был удовлетворен, большое внимание должно уделяться вопросу самооценки личности.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к исследованию самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Основные механизмы формирования самосознания личности
1.3 Особенности самосознания личности подростков
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация исследования самосознания личности в подростковом возрасте
2.2 Результаты эмпирического исследования самосознания личности в подростковом возрасте
2.3 Программа направленная на развитие самосознания у подростков
Заключение
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2е изд.  СПб.: Питер, 2001.  260 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990.   94 с.

3. Белонощенко Е. Рождённые с характером.  М.: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2013.   196 с.

4. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Царство духа и царство кесаря.  М.: Республика, 1995. С. 4-162.

5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком.   М.: Просвещение, 1982. 345с

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.   СПБ. 2008, 73 с.

7. Владимиров В. В. Смысл русской жизни.  М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. 544 с.

8. Волкова, Т. Г. Психология самосознания: учебное пособие.  Москва: Директ-Медиа, 2013.  296 с.  Режим доступа: по подписке.  URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137239 (дата обращения: 03.06.2021).

9. Выготский Л. С. Собрание сочинений   в 6 т. Т. 6. : Орудие и знак в развитии ребенка.  М.: Педагогика, 1984.  5-90 с.

10. Горская Н. Е., Глызина В. Е. Особенности развития самосознания. Вестник ИрГТУ, 2011.   №1 (48).   URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-samosoznaniya-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 03.06.2021).

11. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн / Электр.ст.  URL:https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/23/issledovanie_samootsenki_po_metodike_dembo-rubinshteyn.pdf

12. Калянов А. В. Теоретические основы исследования самосознания учащейся молодёжи // Вестник МГУКИ, 2011.  №6.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-issledovaniya-samosoznaniya-uchascheysya-molodyozhi (дата обращения: 03.06.2021).

13. Кокарев М. Диалогическая этика М. М. Бахтина.  Электр. ст.  Режим доступа к ст.:   URL: http://sno-samds.ru/index.php?catid= 23&id=44:2012-02-26-12-06-21&Itemid=42&option=com_content&view=article (дата обращения: 15.03.2012).

14. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание.  М.: Политиздат, 1984.  262 с.

15. Кормильцева М.В., Церковникова Н.Г.  Проблема самосознания в психологии. URL: elar.rsvpu.ru (дата обращения: 18.05.2021).

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение,   1975.   467 с.

17. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е изд., испр. и доп. — М., 2017.

18. Петруллите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образования у студентов: автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1979. - 16 с.

19. Роджерс К. Становление человека: Взгляд на психотерапию. М.,1959.  416 с.

20. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир.  СПб.: Питер, 2003.   328 с.

21. Руссо Ж.- Ж. Избранные сочинения. в 3 томах. Т. 1, 1961.   626 с.

22. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание.  М., 1972.  228 с.

23. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.   187 с.

24. Столяренко Л.Д. Психология личности.   Ростов н/Д: Феникс, 2014. 575 с.

25. Урунтаева Г.А. Детская психология.   М.: Издательский центр «Академия», 2013.   336 с.

26. Фрейд З. Психология бессознательного.  М., 1989.   448 с.

27. Храмова К. А., Валеева В.С. Социальные механизмы формирования самосознания личности // Манускрипт, 2016.  №4-1 (66).   URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-mehanizmy-formirovaniya-samosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 23.05.2021).

28. Шутенко Е. Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики // Знание. Понимание. Умение, 2012.   №1.   URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samosoznaniya-lichnosti-kak-problema-psihologicheskoy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 03.06.2021).

29. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии.  М.: Наука. 1977. 144 с.

30. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.  М.: Педагогика, 1989.  560 с.

31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред и предисл. Толстых А. В.  М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.  344 с.

32. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991. 427 с.

33. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. : Наука. 1979.  264 с.

По результатам контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» испытуемых 7-8-х классов наибольшее количество ответов по шкале «социальное я» приходятся на обозначение учебно-ролевой принадлежности  (я - ученик (-ца), я - школьник (-ца) и т. д., - 90%) и семейной роли (я - сын (дочь), я - брат (сестра) и т. д. – 82%.). По шкале «коммуникативное я»  62% испытуемых обозначили себя как «друг» («подруга»). 4% школьников обозначили ответы, относящиеся к шкале «материальное я» (богатый, бедный). По шкале «физическое я» 80% испытуемых дали субъективную оценку своего внешнего вида (сильный, красивая, привлекательный и т.д.) 70% испытуемых дали ответы, относящиеся к шкале «деятельное я», в которых они давали оценку своим умениям, достижениям и т.д. Это говорит о довольно высоком развитии рефлексии у данных школьников. По шкале «перспективное я» 7% испытуемых указали свою будущую профессию. Процесс самоидентификации подростков происходит замедленно и негативно отражается на формировании образа «Я» у подростков, мальчиков по сравнению с их сверстницами, у которых данная склонность не обнаружена. С помощью критерия φ* – угловое преобразование Фишера – установлены достоверные различия в показателях «Деятельное я» и «Рефлексивное я».