Профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов в образовательном пространстве вуза
ВВЕДЕНИЕ
В условиях решения стратегических задач развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «новые» учителя должны быть открыты ко всему новому, понимать психологию и особенности развития обучающихся, хорошо знать свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем.
Для соответствия новым требованиям педагогу необходимо обладать способностями к активному и кардинальному перестраиванию жизненных и профессиональных условий, способностями к изменению и развитию самого себя. В данной ситуации профессионально-значимые ценностные ориентации приобретают статус системного стержня профессиональной деятельности педагога, обеспечивающего реализацию способности компетентно решать многоплановые профессиональные задачи (В.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов………………………
Глава 2. Особенности формирования ценностных ориентаций в профессиональной деятельности у будущих учителей……………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя / Е.В. Андриенко // Педагогическое образование и наука. – 2002. - № 4. – С.62-74.
2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. - №5. – С.63-70.
3. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. - № 8. - С.8-13.
4. Ахияров, К.Ш., Амиров, А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. – 2002. - № 3. – С.50-54.
5. Белова, С. Профессионализм учителя – способность к нескончаемому диалогу / С. Белова // Народное образование. - 2001. -№ 7. - С.103
6. Будинайте, Г.Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. - № 5. - С.99-105.
7. Вачков, И. Организационные аспекты реализации тренинговых методов / И. Вачков // Школьный психолог. – 2004. - № 45. – С.16-20.
8. Вязникова, Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития / Л.Ф. Вязникова // Педагогика. – 2002. - № 4. – С.43-56.
9. Галущинская, Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста: автореф. дис. на сосок. учен. степ. канд. псих. наук: (12.09.98) / Юлия Олеговна Галущинская; [Екатеринбург гос. пед ин-т] – Екатеринбург, 1998. – 22 с.
10. Демченко, З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: автореф. дис. на сосок. учен. степ. канд. пед. наук: (19.12.06) / Зинаида Алексеевна Демченко; [Карельский гос. пед ун-т]. – Петрозаводск, 2006. – 25 с.
11. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
12. Дубовницкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2004. - № 2.
По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. В глобальном плане, направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (в плане материальных и духовных ценностей), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие [30].
С позиции культурологического подхода: ценности - это компонент культуры. По мнению А.Г. Здравомыслова, мир ценностей – это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей. Ценности - регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данной культур артефактах (материальных и идеальных продуктах). Культурная норма – общепризнанное требование и соответствующее правило, регулирующее поведение людей, всегда соотносится с определенными ценностями. Во