Анализ подростками эмоциональных состояний литературного героя
Введение
Актуальность. Феномен эмоционального интеллекта признается во всем мире все большим числом исследователей. Развитие компонентов эмоционального интеллекта действительно важно, при рассматривании данного понятия как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту и влияющих на жизненный успех человека (Ю.В. Давыдова, 2007). В рамках модели эмоционального интеллекта чаще всего выделяют несколько иерархически организованных способностей, в том числе и анализ эмоций. Исследования показывают, что современные российские подростки читают больше, чем их родители (Н. Лебедева, 2020), причем как для учебы (84% не реже нескольких раз в неделю), так и для удовольствия (61% не реже нескольких раз в неделю). Активно обсуждают прочитанное 77% старшеклассников, а 41% подростков считают себя участниками читательских (или писательских) сообществ (читательских групп в социальных сетях, «фэндомов» - сообществ любителей той или иной книги) (Н. Яркая, 2021). Поэтому и учителям литерату
Оглавление
Введение3
Глава I. Межличностный эмоциональный интеллект подростков и анализ ими эмоций и переживаний литературного героя5
1.1.Понятие и структура эмоционального интеллекта5
1.2. Распознавание и понимание эмоций другого человека как компонент межличностного эмоционального интеллекта10
1.3. Распознавание, понимание эмоций и сопереживание как компоненты художественного восприятия12
1.4. Межличностный эмоциональный интеллект в подростковом возрасте14
1.5. Как подросток распознает и понимает эмоции литературного героя17
Выводы19
Заключение21
Список литературы22
Список литературы
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. № 3. – М: Школа-Пресс. - С.78–86.
Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество // Художественное творчество и психология. Сборник. – 1991. – М.: Наука. - С.31-55.
Бойко В.В. Психоэнергетика. – 2008. – П.: Питер. – С.416.
Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Психология и педагогика. – 2007. № 2. – М.: РУДН. - С.92.
Иванова З.Л., Николаева К.С., Лебедева Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. - 2021. № 4. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. - С.132.
Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. - 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-v-podrostkovom-vozraste-2/viewer
Изард К.Э. Психология эмоций. - Перев. С англ. – 2000. - СПб.: Питер. – 464 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Понимание эмоций другого человека. – 2001. - СПб.: Питер. – С.241.
Исаченко А. Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен. - 2017. – URL: https://www.bbc.com/russian/features-40716336
Карпов А.В. Общая психология. – 2004. - Учебник, СПб.: Питер. – 232 с.
Кашуба И.В. Эмпатия как элемент общения // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. – 2009. – с.124-128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-element-obscheniya/viewer.
Киселева Т.К. Развитие эмоционального интеллекта: способность к анализу и пониманию эмоций // Кадры предприятия. – 2012. №10. – М.: Финпресс. – URL: http://www.kapr.ru/articles/2012/10/6120.html.
Колупаева Ю.А. Использование книги в развитии эмпатических способностей у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. Т.8. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - С.165–168.
Кон. И.С. Психология старшеклассника. Пособие
Высокоразвитый эмоциональный интеллект (в первую очередь, внутриличностный) является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми. Это может быть управление, консультирование, научнопедагогическая деятельность, педагогические и юридические профессии, журналистика, сценическое искусство (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, 2009).
Рассматривая составляющие данных выше моделей, можно заметить, что в каждой из них во внимание берутся аспекты «понимание» и «распознание» в том или ином виде. Таким образом, можно сказать, что анализ (в нашем случае представленный как распознание и понимание) актуален во всех моделях эмоционального интеллекта. Однако наибольшее внимание мы уделим анализу в сфере чужих чувств, т.е. в сфере когнитивного компонента межличностного эмоционального интеллекта.
1.2. Распознавание и понимание эмоций другого человека как компонент межличностно