Понятие способности в отечественной и зарубежной психологии

Скачать курсовую работу, в которой рассматривается понятие способности в отечественной и зарубежной психологии
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
25.09.2023
Объем файла
77 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Проблема способностей в настоящее время является важной и актуальной для психолого-педагогического исследования. Так, например, не каждый из нас может понять, что довольно часто двой-няшки или близнецы выбирают разные профессии, у них возникают разные интересы в жизни, хотя они воспитываются одинаково, в одной социальной среде. Данную особенность можно объяснить тем, что все зависит от талан-тов, желаний, способностей и задатков человека, которые были заложены в него еще в утробе матери.  Развитие способностей ребенка – это один из важных вопросов, который должен интересовать родителей, родственников, учителей и воспитателей. Исходя из этого, можно сказать, что проблема способностей актуальна в наше время. Понятие способностей проработано в психологии. По В.А. Крутецкому: «Способности – это индивидуально-психологические особенности, отвеча-ющие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного его выполнения»
С. Л. Рубинштейн понимает под способностями «…сложное синтаксическое, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1  ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕН-НОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 

1.1 Виды способностей в отечественной и зарубежной психо-логии 

1.2 Уровни способностей в отечественной и зарубежной пси-хологии 

1.3 Развитие способностей в отечественной и зарубежной пси-хологии

1.4 Исследование способностей в отечественной и зарубежной психологии 

ВЫВОДЫ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аллахвердов, В.М. Опыт теоретической психологии / В.М. Аллахвердов. - СПб., 1993. – 467 с.

2. Айзенк, Г.Ю. Структура личности / Г.Ю. Айзенк. - М.: Изд-во КСП+, 1999. - 463 с.

3. Баканов, Е. Н. Исследование генезиса волевого действия: Канд. дис. М., 1979. 173 с

4. Басов, М.Я. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я. Басов. - П., 1998. – 367 с.

5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с. 

6. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка. // Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 1136 с.

7. Высоцкий, А.И. Динамика волевой активности в школьных коллективах и методы ее изучения / Высоцкий А.И. // Вопросы психологии волевой активности коллектива.- Рязань, 1984. - С. 22-32.

8. Галас, И., Хегланд С. локус контроля и персистентности про-блемы у дошкольников / / J. Soc. Учебный курс. 1982. B. 117 (2). С. 227-231.

9. Горбунов, Я.Ю. Педагогическая технология формирования волевой активности личности в процессе физического воспитания / Я.Ю. Горбунов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2006. - №4. - С. 18-22

10. Дрейпер, Т. В. материнское принятие и мотивация к овладе-нию старшими детьми: связано ли сохранение проблемы с социализацией? // Журн. Ранняя юность. 1981. Том.1.  № 3. С. 311-314.

11. Ершова, Р.В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности: дис. доктора психол. наук: 19.00.01 / Регина Вячеславовна Ершова. - М., 2009. - 409 с.

12. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников // Психологический журнал / Ред. Б.Ф. Ломов, В.С. Шустиков, Л.И. Анцыферова. – 1985. – Том6 №3 май-июнь 1985. – с. 47-56.  

13. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регу-ляции: учеб.пос. / В.А. Иванников. - [3-е изд.]. - СПб .: Питер, 2006. - 208 с.

14. Ивашкин, В.С. Природа и психологические механизмы воле-вого усилия / В.С. Ивашкин  // Проблемы психологии воли. - Рязань, 2011. - С. 19-23.

15. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб., 2000. – 468 с.

16. Ильин, Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности / Е.П. Ильин // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. – С. 46-86ю

17. Калин, В.К. К вопросу о волевом усилии  / В.К. Калин // Ученые записки Рязанского педагогического института. - Т. 59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. - Рязань, 1968. – С. 45-67

18. Лазурский, А.Ф. Волевые процессы / А.Ф. Лазурский. Из-бранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. - СПб., 2001. - 288 с

19. Ланге, Н.Н. Элементы воли / Н.Н. Ланге // Вопросы филосо-фии и психологии. Специальный отдел. Экспериментальная психология. - СПб., 1980. – С. 56-98.

20. Левин, К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000б. - 368 с.

21. Леонтьев, А.Н. Воля / А.Н. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. «Псы-психология». 1993. - № 2. – С. 34-57.

22. Полякова, Л.О. Результаты изучения волевой сферы у лиц, занимающихся экстремальными видами спорта / Л.О. Полякова, Янущак Е.С.  // Вестник Череповецкого госуд. университета. 2011. - Т. 2. № 3. - С. 122-125.

23. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и по-жарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.

24. Психологу для работы. Диагностические методики: сборник / сост. М.В. Лемак, В.Ю. Петрище. - Вид.2-е, исправят. - Ужгород: Издательство Александры Гаркуши, 2012. - 616 с.

25. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни.- СПб, 1977. - 234 с.

26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. 2 изд. - М., 1997. – 457 с.

27. Рудик, П.А. Психология и современный спорт / П.А. Рудик. - М., 1973. - 178 с.

28. Самошин, А. Проблема настойчивости в зарубежной психологии / А. Самошин // Учен. зап. Рязань. гос. пед. ин-та. Т. 59. Проблемы формирования личности и волевой процесс.- М., 1968. - С. 221-240.

29. Селиванова, В.И. Психология волевой активности /  В.И. Се-ливанова. - Рязань, 2007. – 356 с.

30. Сеченов, И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. - М., 1998. - Т. 1. – 457 с.

31. Симонов, П.В. О филогенетические предпосылки свободы / П.В. Симонов // Вопросы психологии, 1971. - № 4. – 147 с.

32. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин,. - Минск: Харвест, 1997. – 689 с.

33. Штюрмер, Ю.А. Краткий справочник туриста / Ю.А.Штюрмер . – М.: Профиздат, 1985. – 357 с.

34. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли / Е.П. Щер-баков. 2-е изд. испр. и доп.- Омск: издвоОмГА, 2015. - 210 с.

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей со-вершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой, ин-терес к той или иной деятельности поддерживается её успешностью, которая, в свою очередь, обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека (подростка) складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Всесторонне развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и опосредованности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же, всесторонне гармоничное развитие способностей означает развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции.