Нравственное воспитание в начальной школе
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
В федеральном законе «Об образовании» о нравственном воспитании говорится следующее: «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [44, с. 3].
Данная цитата хорошо показывает важные составляющие нравственного воспитания, которые должны быть присуще каждому человеку.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [37].
Сущность нравственного воспитания заключается, в формировании духовно развитой личности.
Содержание
Введение
Титульный лист ……………………………………...………………….....1
Содержание ...……………………………………………………………...2
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Нравственное воспитание
1.1. Анализ понятия «нравственное воспитание»……………………8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………...10
1.3. Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...12
Глава II. Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности………………………………………………………..19
Глава III. Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников
3.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности……24
3.2. Формирование нравственного опыта учащихся………………..29
3.3. Динамика развития нравственного опыта учащихся за 1 учебный год……………………………………………………………….....……35
Заключение……………………………………………………….....……..39
Список использованных источников…………………………… ...….....41
Список использованных источников
1.Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
2.Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996;
3.Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4.
4.Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 2012.
5.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании //
6.Педагогика. 2005. № 2. С. 67-68.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992г.
7.Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988.
8.Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997г.
9.Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.
10.Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988г.
11.Волобуева Л.М., Авилова Е.А. Ранний и дошкольный возраст:
вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А.
Сикорского и В.М. Бехтерева // Дошкольное воспитание. 2007. №3. С.88-92.
12.Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания врусской семье // Педагогика. 2011. № 4. С. 41-50.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.
13.Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. – 1992. – 13. № 1.
14.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2010.
672 с.
15.Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2009.
480 с.
16.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006.
17.Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
18.Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т.11.
19.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Просвещение, 2001.
211 с.
20.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М. 2004.
21.Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.
22.Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагог
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только упражняясь в нравственных поступках.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют