Защита исключительного права на секрет производства (ноу-хау)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования. В настоящее время в российском законодательстве недостаточно урегулирован правовой режим ноу-хау, отсутствует четкая регламентация данного явления. Между тем, в связи с возрастанием роли инноваций в современном обществе данный вопрос имеет особую актуальность. Соблюдение конфиденциальности информации представляет собой основу успешного экономического развития, ввиду чего важным является вопрос о защите прав на секрет производства. В случае раскрытия ноу-хау его коммерческая ценность утрачивается. Ввиду стремительного развития технологий охрана ноу-хау в различных сферах бизнеса становится наиболее сложной задачей.
Все вышеперечисленные факторы обусловилинеобходимость теоретического исследования вопросов института ноу-хауи предопределили выбор темы магистерского исследования.
Степень научной разработанности темы. Теоретическую основу настоящего исследования составили труды таких авторов как: Н.Д. Александров, К.Е. Амелина, Л.Г. Блинов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВА НА СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) 7
1.1. История развития законодательства в области права на секреты производства (ноу-хау) в иностранных государствах (США, Азия) 7
1.2. История развития законодательства в области права на секреты производства (ноу-хау) в России 19
ГЛАВА 2. НОУ-ХАУ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 29
2.1. Понятие ноу-хау 29
2.2. Сравнение ноу-хау и коммерческой тайны 35
2.3. Содержание исключительного исключительного права на секреты производства (ноу-хау) 42
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) 52
3.1. Перспективы использования ноу-хау 52
3.2. Защита исключительного права на секреты производства (ноу-хау) 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // СПС КонсультантПлюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (часть I). – Ст. 5496.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020) // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 24.11.2006 № 231-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (часть I). – Ст. 5497.
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 32. – Ст. 3283.
Закон Российской Федерации «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 44. – Ст. 5394.
Закон Российской Федерации «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» от 20.03.1992 № 2551-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. - № 18. – Ст. 964.
Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.1991 № 1992-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. - № 52. – Ст. 1871.
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-I (с изм. от 24.06.1992) //Российская газета. – 1991. - № 89.
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 № 445-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. – 1990. - № 30 – Ст. 418.
Закон РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. -1990. - №. 30. – Ст. 416.
«Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31.05.1991 № 2211-1 // Ве
- отношения в сфере права на секрет производства регулируются на уровне разных штатов, однако на практике законодательство унифицировано, поскольку правовое регулирование ноу-хау осуществляется в соответствии с Единообразным законом о секретах производства, который не содержит в достаточной мере правовую регламентацию данного института, а устанавливает лишь общие положения;
- секрет производства трактуется как техническая информация, обладающая меньшей значимостью, чем само изобретение;
- усиление ответственности до уголовной в отношении ноу-хау, представляющих государственную важность.
В ходе анализа правового регулирования права на секрет производства в азиатских странах на примере таких стран как Япония и Китай, мы установили, что понятия «коммерческой тайны», «секрет производства», «ноу-хау» в данных странах не различаются. Также отсутствуют специализированные законодательные акты, регулирующие институт ноу-хау.
Ввиду этого главными требованиями к се