Налоговая безопасность региона (на примере Пермского края)
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что в государственном финансовом регулировании применяют методы как прямого, так и косвенного воздействия. Среди косвенных методов можно выделить государственное воздействие на сферу налогообложения. В рыночной экономике налоги – это один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы посредством финансового наполнения бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Без соответствующего и необходимого уровня налоговых поступлений немыслима и не представляется возможной реализация задач государства в долгосрочной перспективе развития государственных институтов и поддержания необходимого уровня экономической безопасности. Современные процессы, происходящие в мировом хозяйстве, позволяют определить решающую роль налоговой политики в сфере государственного регулирования экономики. Являясь достаточно динамичным, эта составная часть социально-экономической политики государства должна подстраиваться под текущее сост
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 6
1.1 Налоговая безопасность как составляющая экономической безопасности региона 6
1.2 Индикаторы оценки налоговой безопасности региона 12
1.3 Понятие налогового риска 17
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ 24
2.1 Характеристика объекта исследования 24
2.2 Анализ налоговой безопасности Пермского края 30
2.3 Оценка налоговых рисков Пермского края 40
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ 48
3.1 Пути повышения уровня налоговой безопасности Пермского края 48
3.2 Рекомендации по минимизации налоговых рисков Пермского края 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А Показатели для расчета налоговой нагрузки с 2014 года по 2017 год 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расчет суммы транспортного налога, подлежащей к уплате в бюджет 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.06.2019)
Федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28.12.2010 года (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)
Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 N 422-ФЗ
Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 октября 2018 г. № 50К (1271)
Закон Пермского края от 12.10.2007 N 111-ПК (ред. от 03.07.2015) «О бюджетном процессе в Пермском крае» (принят ЗС ПК 20.09.2007)
Агеева В.Н., Постников В.П. Об учете рисков при формировании региональных бюджетов // Финансы и кредит. №38(566). 2013.
Алешин В.А. Системная парадигма обеспечения налоговой безопасности России и её регионов/В.А. Алешин, В.Н. Овчинников, Э.А. Челишива //
В Пермском крае за исследуемый период зафиксировано сокращение среднедушевых денежных доходов по сравнению с 2015 годом на 12,7 %, в результате регион уступил лидерство по данному показателю и снизился в рейтинге до 3 места. Следует отметить незначительный рост среднедушевых доходов с 2016 года примерно на 1% ежегодно, который может быть вызван не столько ростом заработной платы работников, сколько инфляцией и сокращением количества занятых в экономике.
За 2018 год индекс реальных денежных доходов населения Пермского края к аналогичному периоду 2017 года составил 102%. Это означает, что доходы населения без учета вычета обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен, оказались на 2% выше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Реальные денежные доходы населения растут после отрицательной динамики в 2016 году (14 место в ПФО) и 2017 году (8 место в ПФО), однако позиция региона в рейтинге не изменилась. Это может свидет