Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена произошедшей в 2020 г. конституционной реформой, инициированной Президентом РФ, которая была направленна на изменение аспектов функционирования публичной власти. План настоящего исследования сводится к анализу содержания конституционных поправок, которые прямо затронули вопросы деятельности судебной власти. В центре внимания находится вопрос о статусе и реальной роли судебной власти в современной системе разделения властей. Так как, Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Она является самым важным и весомым нормативно-правовым актом в любой стране и в любом государстве. Это неyдивительно, поскольку именно Конституция отражает не только всеобщие и необходимые для соблюдения правила, но и гарантирует свободу граждан их право на полноценную и счастливую жизнь. Проблема изменений в Конституцию РФ 2020 года в политических и юридических науках главным образом исследовалась с позиции инститyционального анализа.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………...………………………….………………...3
Глава 1. Стабильность Конституции, порядок ее изменения: теоретический аспект…………………………………………………...…..4
1.1. Усложненный порядок изменения конституций как инструмент обеспечения стабильности….………………………….5
Глава 2. Конституционные основы реформирования конституции Российской Федерации ……...…………………………………..………….8
2.1. Конституционные поправки 2020 г. и их влияние на перспективы государственного строительства в России.….......…..8
Глава 3. Субъекты процесса Конституционных поправок и пересмотра
Конституции. Порядок пересмотра ……………………………..............12
3.1. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции……...………………………………............................12
3.2. Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации……………..….………………..………......14
3.3. Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации …………….……….…………….…..….…16
3.4. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации……………..………...…….……………….21
Заключение ………………...……...…………………….…......……….…25
Библиографический список литературы ………………………………...27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты
1. Конститyция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конститyции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. № 31. Ст. 4398.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №12-П “По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ” СЗ РФ. 1995. №45. Ст. 4408.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ // "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 1995 г., N 6.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137.
5. Феральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силy поправок к Конституции Российской Федерации"//"Российская газета" от 10 марта 1998 г.
6. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
7. О порядке принятия и встyпления в силy поправок к Конституции
Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон // Российская газета. –
1998 – №46. – 10 марта.
Специальная литература
8. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: НОРМА, 2005.
10. Лyкьянова, Е.А. Некоторые проблемы Конститyции Российской Федерации // Конституционное и мyниципальное право. – 2007 – № 15 – С. 4 – 9.
11. Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006 - № 5 – С. 6 – 11.
12. Радченко В. И., Угланова О. А. Поправки к Конституции РФ и устойчивость Конститyционного строя России // Вестник Саратовской госyдарственной юридической академии. 2020. № 6. С. 65–76.
Электронные источники
13. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
httр://www.krеmlin.ru/асts/bаnk/45280.
14. Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» httр://рrаvо.gоv.ru/рrохy/iрs/?dосbоdy=&nd=102051892.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Л.А.Окунькова. М., 1994, с.440
httрs://dеmо.соnsultаnt.ru/сgi/оnlinе.сgi?rеq=hоmе;rnd=0.2324624879045114.
16. Научный журнал «Эпомен», № 56, 2021 | Ероmеn Sсiеntifiс Jоurnаl, Nо. 56 (2021) httр://ероmеn.ru/issuеs/2021/56/Ероmеn-56-2021.рdf.
Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
После обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной Думы).
Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.
4. Проект, постyпивший в палату в порядке осyществления права законодательной инициативы, передается в комитет Госyдарственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации. После результатов проверки указанный комитет Госyдарственной Дyмы, вносит предложение к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.