Системы уголовного права в современном мире
ВЕДЕНИЕ
Уголовное право любой страны имеет свои особенности. Это проявляется в основных источниках права, содержании институтов уголовного права, которые берут свое начало в исторических, национальных, культурных и экономических традициях. В то же время уголовное право определенной группы стран имеет общие черты, которые позволяют объединить их в определенные группы.
Будучи совокупностью различных норм и кодексов, это представляет собой не беспорядочный хаос, а определенную структуру. Понятие правовой системы и ее элементов позволяет нам увидеть, из каких именно частей состоит право и каково взаимодействие между ними. Можно сказать, что каждая из этих структур исторически сложилась в разных частях света и даже в разных странах. Ведь любое общество состоит из большого количества групп с различными, иногда противоречивыми интересами и потребностями. Их необходимо регулировать. Именно поэтому сложились различные правовые нормы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие правовой системы
1.2 Источники уголовного права
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ УГОЛОВНОГО ПРАВА
2.1 Романо-германская правовая система
2.2 Англосаксонская правовая система
2.3 Мусульманская правовая система
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Минске 22.01.1993 [ред. от 28.03.1997]
3. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
4. Основной закон Федеративной Республики Германии, принятый 8 мая 1949 г. Парламентским советом
5. Конституция Французской Республики, принятая 28 сентября 1958 г. (с изменениями, внесенными Конституционным законом № 2008-724 от 23 июля 2008 г.)
6. Федеральный Конституционный Закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 16.04.2022 № 1-ФКЗ)
7. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ [в ред. Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ]
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022)
II. Основная и специальная литература:
1. Барсукова А. А. Роль Постановлений Пленума Верховного Суда РФ в системе источников Уголовного права / А. А. Барсукова // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского Университета. – 2020. – №2(17). С. 166-169
2. Уголовное право. Общая часть : учебное пособие в таблицах / Д. А. Безбородов, А. В. Зарубин, Р. М. Кравченко [и др.] ; под ред. А. Н. Попова. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019. — 76 с.
3. Гасымов Мушвиг Ильхам оглы. Особенности наказания по мусульманскому уголовному праву и современные проблемы его применения / Гасымов Мушвиг Ильхам оглы // NOVAUM.RU. – 2018. – №16. – С. 283-285.
4. Довгань М. А. Характерные особенности и проблемы англосаксонской правовой системы / М. А. Довгань // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. - № 6-9 (62). С. 68-71
5. Зуйкова А.А. К вопросу об источниках мусульманского права / А. А. Зуйкова // Вестник науки. – 2018. – № 7 (7). – С. 11-16.
6. Иванов Ю.А. Преступления и наказания в мусульманской правовой системе / Ю. А. Иванов // Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. – 2017. – С. 52-60.
7. Крылова Н. Е. Уголовное право зарубежных стран. В З томах. Т. 1. Общая часть. Англия. США: учебник для вузов / Крылова Н. Е., Голованова Н. А., Козочкин И. Д. – Москва : Юрайт, 2023. С. 241
8. Уголовное право зарубежных стран. В 3 томах. Т. 2. Общая часть. Франция. Германия. Италия. Япония : учебник для вузов / Крылова Н. Е., Еремин B. Н., Игнатова М. А., Серебренникова А. В.; под редакцией Крыловой H. Е.. - Москва : Юрайт, 2023. 263 с.
9. Клюканова Т.М. Источники уголовного права зарубежных стран / Т. М. Клюканова // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 8. С. 159-163
10. Наумова А. В. Уголовное право зарубежных стран. Общая часть / А. В. Наумова. – Москва: РПА Минюста России, 2023. С. 286
11. Николаева А.Л. Понятие и характеристика основных источников права / А. Л. Николаева // Наука, образование и культура. 2019. № 11. С. 42-45.
12. Сорокина Д.О. Анализ источников права / Д. О. Сорокина // Современные проблемы права, экономики и управления. 2018. № 2. С. 55-58.
13. Султанова А.Б. Источники мусульманского права / А.Б. Султанова, А.Н. Тимонин // Форум молодых ученых. – 2019. – № 6 (34). – С. 185-188.
14. Туманов Н.Д. Источники права: их понятие и особенность / Н. Д. Туманов // Вопросы права и политики. 2021. № 64. С. 86-93.
15. Цечоев В. К., Швандерова А. Р. Теория государства и права: учебник / В. К. Цечоев, А. Р. Швандерова. — Москва : Прометей, 2017 — 330 с.
16. Юсупова А.Ф. Мусульманское право: особенности становления и развития, источники / А. Ф. Юсупова// Аллея науки. – 2019. – № 5 (32). – С. 554-557.
17. Ярмиева И. Т. Структура и функции правовой системы /Т. И. Ярмиева // Правовое государство: теория и практика. – 2019. - № 1(55). – С. 80-85
III. Материалы судебной и другой практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»
Общая система источников мусульманского права состоит из следующих основных правил :
1. Коран – главная священная книга мусульман, в которую входят притчи, молитвы, проповеди, произнесенный пророком Мухаммедом. Содержащиеся в нем предписания носят религиозно-нравственный характер.
2. Сунна («священное предание») – сборник рассказов (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Она включает положения в области семейного, наследственного и судебного права. При этом шииты признавали только те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
3. Иджма – решения авторитетных мусульманских юристов по вопросам, не охваченным вышеуказанными источниками. Согласно преданию, Мухаммед поощрял благоразумие судей: «Если судья примет решение по своему усмотрению и окажется прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».
4. Фетва – письменное мнение высших религиозных авторитетов о решениях, принятых светскими органами по тем или иным вопросам общественной жизни.
5. Кияс – один из самых противоречивых источников исламского права. Это способ решения юридических дел по аналогии. По киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, прямо не предусмотренное в этих источниках права. Становится законом только тогда, когда его признает высшее мусульманское духовное лицо.
В качестве дополнительных источников права можно выделить местные обычаи мусульманских народов (адаты). Помимо этого, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов (фирманы), законы (кануны). Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и состояли прежде всего из норм, регламентирующих деятельность государственных органов, а также регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.
Поэтому можно сделать вывод, что логично разделить источники исламского права на первичные и вторичные. Первоисточники полностью доступны и не оставляют места для сомнений. Это – Коран, Сунна, иджма, фатва и кияс. С другой стороны, вторичные источники, такие как традиции, обычаи, законы и другие, приобретают и теряют свое значение по мере того, как социальная жизнь меняется и уступает место другим.