Судебная власть и её осуществление в Российской Федерации
Введение
Актуальность темы исследования. Судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти. Оценивая приведенное положение, отметим, что упомянутый принцип не означает разделение властей на непроницаемые перегородки, не связанные между собой, и только в этих рамках формируется и действует судебная власть. Государственная власть, в современном ее понимании, едина, и все ее ветви, с учетом специфики их функций, выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства.
Судебная власть, оберегая права и свободы человека, оберегая законные интересы страны, делается, сообразно созданию, соучастником воплощения всех функций страны. Ее роль в критериях динамично развивающегося общества, функционирования рыночного хозяйства, непременно, растет. И это принципиально, так как в демократически законном обществе позволение появляющихся инцидентов обязано исполняться в отсутствии произвола и давления, на базе узнаваемых всем правовых установлений, хоть это и гарантируется судебной властью.
Содержание
Введение 3
I Судебная власть в системе разделения властей 5
1.1. Понятие и характерные черты судебной власти 5
1.2. Сущность принципа разделения властей 10
II Судебная система в России и принципы ее деятельности 17
2.1. Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти 17
2.2. Конституционные принципы деятельности судебной системы 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
Список использованных источников
I Нормативные акты и опубликованная практика
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газ. – 2020. – 4 июля.
2. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 // Рос. газ. – 1992. – 29 июля.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Рос. газ. – 1994. – 23 июля.
4. О Верховном суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ // Рос. газ. – 2014. – 7 февраля.
5. О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: Декларация Верховного Совета РСФСР от 12.06.1990 // Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР. – № 2. – Ст. 22.
II Книги
6. Скорев, В. А. Судебная система Российской Федерации / В. А. Скорев. – М.: Юрайт, 2021. – 101 с.
III Статьи
7. Бурмистрова, Ю. Ю. Правовые основы и принципы деятельности конституционного суда в Российской Федерации / Ю. Ю. Бурмистрова // Аутальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. – 2021. – № 16. – С. 51-56.
8. Жидова, Ю. Д. Основные принципы функционирования судебной системы и осуществления правосудия / Ю. Д. Жидова // Студенческий вестник. – 2021. – № 1. – С. 92-95.
9. Зангиев, М. А. Система принципов судебной власти и формы их реализации / М. А. Зангиев // Colloquium-Journal. – 2021. – № 9. – С. 53-54.
10. Кагерманов А. С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России / А. С. Кагерманов // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 1. – С. 57-59.
11. Капустина, А. В. Принцип разделения властей: трансформация политико-правовой мысли / А. В. Капустина // Право и общество. 2020. № 1. С. 65-67.
12. Круглова, Ю. Б. Конституционные принципы судопроизводства и развитие судебной системы в России / Ю. Б. Круглова // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2021. № 3. С. 38-44.
13. Кенс, М. С. Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти в РФ / М. С. Кенс // Трибуна ученого. – 2020. – № 1. – С. 206-211.
14. Логинов, А. В. О принципе разделения властей / А. В. Логинов // International Law Journal. 2019. № 2. С. 5-12.
15. Подгорнова, Л. А. Понятие и принципы организации судебной системы / Л. А. Подгорнова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 32. – С. 64-68.
16. Рамазанова, Д. Э. Проблемы реализации принципа разделения властей / Д. Э. Рамазанова // Государственная служба и кадры. – 2020. – № 1. – С. 40-41.
17. Федорова, А. А. Принцип разделения властей и его реализация в современной России / А. А. Федорова // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2021. – № 17. – С. 348-350.
18. Шевченко, Ю. В. Анализ реализации принципа разделения властей в местном самоуправлении РФ: основные аспекты / Ю. В. Шевченко // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3. – С. 635-637.
19. Шоисматуллоева, Ф. Ш. Сущность принципа разделения власти: теория и практика / Ф. Ш. Шоисматуллоева // Юридический вестник. – 2020. – № 4. – С. 31-34.
20. Щербакова, А. В. Взаимодействие судебной власти с иными ветвями власти: тенденции совершенствования / А. В. Щербакова // Образование и право. – 2021. – № 4. – С. 281-282.
21. Цветкова, В. Е. Роль принципов в независимости судебной системы / В. Е. Цветкова // Студенческий вестник. – 2021. – № 43. – С. 75-76.
22. Чирикин, В. А. Особенности правового принципа разделения властей / В. А. Чирикин // Юридическая техника. – 2020. – № 14. – С. 348-349.
Существование самой судебной власти основывается на наличии конституционных принципов, которые выделяют ее и отличают от остальных органов власти. На сегодняшний день выделяются такие главные элементы в развитии принципов судебной ветви.
Во-первых, создание основ функционирования государственной власти, в том числе и судебной системы, заключающееся в установлении на уровне Конституции всех первостепенных составляющих принципов. Таким образом, к такой группы мы должны относить такие принципы, как верховенство Конституции РФ, признание прав и свобод человека высшей ценностью, а также установление равенства всех перед законом и др. Одним из основных конституционных принципов в области деятельности судебной ветви власти является установление принципа разделения властей на соответствующие составляющие и выделение органов. В статье 11 и 15 Конституции закрепляется, что судебные органы осуществляют судебную власть на территории государства в соответствии с самой Конституцией, а также другими нормативными актами и актами международного уровня, ратифицированные на территории страны.