Становление ответственности и самостоятельности в подростковом возрасте.

Скачать хорошую курсовую работу на тему: Становление ответственности и самостоятельности в подростковом возрасте. В работе обозревается процесс становления ответственности и самостоятельности.
Author image
Fadis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.02.2024
Объем файла
137 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
800 руб.
1000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В подростковом возрасте важно уделять немало времени для воспитания ответственности и самостоятельности у подростков. Такие качества личности нужны для становления личности, дальнейшей жизнедеятельности.
На сегодняшний день, от человека требуют обладание высокой ответственностью и самостоятельностью. Они помогают развиваться всесторонне. В подростковом возрасте происходит трансформация детской спонтанности в автономию, интеграция механизма самостоятельности: подросток рассматривает себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Самостоятельность заключается в независимости своих действий, разрешения ситуаций, размышлять, не теряться в новой обстановке.
Ответственность – выполнение обязанностей, контроль своих действий.
Самостоятельность и ответственность в педагогической науке изучается функционально, во взаимосвязи с другими предметами. В рассмотрении вопроса о становлении самостоятельности и ответственности в подростковом воз

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.. 6
1.1 Особенность понятия «ответственность»………………………………. 6
1.2 Сущность феномена «самостоятельность»…………………………….. 10
1.3 Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста……………………………………………………………………….. 12
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ СТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ… 15
2.1 Организация эмпирического исследования у подросткового возраста становления ответственности и самостоятельности………………………. 15
2.2 Проведение и результаты эмпирического исследования у подросткового возраста становления ответственности и самостоятельности……………………………………………………………. 16
2.3 Комплекс упражнений по развитию и формирования ответственности и самостоятельности………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Ответственность раньше, сейчас» (ОРС)………. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Определение понятия самостоятельности подростками», автор - М.Н. Иванова………………………………………. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В Многомерно-функциональная диагностика «ответственности–110» (ОТВ–110) (совместно с О.В. Мухлыниной)…… 34

СПИСОКИ СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдулова, Т. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Авдулова. – М.: Юрайт, 2017. – 394 с.
Ансимова, Н. П. Динамика развития ответственности в подростковом и юношеском возрасте / Н. П. Ансимова, О. С. Ходосова // Ярославский психологический вестник. – № 3 (42). – 2018. – С. 92 – 96.
Бобрышов, С. В. Самостоятельность личности как феномен и понятие в психолого – педагогической литературе / С. В. Бобрышов, О. Е. Щукина // Вестник Северо – Кавказского федерального университета. – № 6 (75). – 2019. – С. 201 – 206.
Бутаева, У. А. Неситуативная ответственность как важный критерий зрелости / У. А. Бутаева // Проблемы современного образования. – № 1. – 2019. – С. 35 – 40.
Деменин, К. Г. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности подростков / К. Г. Деменин // Русская словесность как основа русского мира. – 2020. – С. 376 – 377.
Дмитриенко, А. Ю. Ответственность личности в современном обществе: междисциплинарный подход / А. Ю. Дмитриенко // Социальная ответственность в современном мире. – 2019. – С. 68 – 78.
Донина, И. А. Основные стратегии педагогического взаимодействия и воспитания детей подросткового возраста / И. А. Донина, К. Р. Хачатурова // Педагогический вестник. – № 9. – 2019. – С. 32 – 36.
Иванова, И. В. Свобода и ответственность личности как показатели ее саморазвития / И. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. – Том 6. – № 1. – 2018. – С. 37 – 45.
Игнатович, С. С. Особенности социализации детей подросткового возраста / С. С. Игнатович, Т. В. Сотникова // Педагогика: история, перспективы. – Том 3. – № 1. – 2020. – С. 19 – 25.
Косикова, С. В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития / С. В. Косикова // Проблемы современного образования. – № 4. – 2018. – С. 143 – 149.
Косицына, Д. С. Психологическая характеристика подросткового возраста / Д. С. Косицына // Новая наука и интеграционные проце

Следующая методика– «Определение понятия самостоятельности подростками», автор - М.Н. Иванова
Ученики должны были ответить на следующие шесть вопросов или выбрать вариант ответа.
1. Самостоятельность - это... .
2. Назовите качества, характеристики, которые отличают самостоятельного человека.
3. Приведите пример жизненной ситуации, в которой человек, с вашей точки зрения, проявил самостоятельность.
4. Я считаю себя человеком:
- самостоятельным;
- несамостоятельным;
- не вполне самостоятельным.
5. Быть самостоятельным мне мешает:
- опека родителей;
- контроль взрослых;
- ничего не мешает.
6. Как в повседневной жизни вы проявляете самостоятельность?
Результаты исследуемых, проанализируем на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты методики«Определение понятия самостоятельности подростками» (М.Н. Иванова)
Самостоятельность, по мнению 8 (29 %) учеников – это ответственность за свои поступки. 20 подростков (71 %