Формирование образа «Я» в юности
ВВЕДЕНИЕ
Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность — это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
Изучение особенностей «Образа-Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА — Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа – Я»
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте
1.4 Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА – Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология человека от рождения до смерти./ Под общей редакцией Реан А. А. — М., 2002 — 656 с.
2. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. — 1988. № 6. — С.8-31
3. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 342 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 419 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 – 347 с.
6. Столин В.В… Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета, 1983. — 376 с.
7. Вильям Джемс. Психология. — М.: Педагогика, 1991. — 583 с.
8. Розенберг М. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. — М.: Педагогика, 1989. — 261 с.
9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. — М.: Педагогика, 1987.- 478 с.
10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. — М.: Педагогика, 1972. – 439 с.
11. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе. // Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95.
12. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. — М.: Институт социологии РАН, 1993. — 168 с
13. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. — М., 1994. — 397 с.
14. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. — М., 1981. — 287 с.
15. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1999. — 328 с.
16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта:2006. — 352 с.
17. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 8-47
18. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. — М.: МГУ, 1994. — 643 с.
19. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социо
Понятие деперсонализации обозначает феномен, при котором группа индивидов начинает воспринимать и описывать себя не в качестве различающихся индивидуальностей, а, скорее, как взаимодействующих представителей некой общей социальной категории. Таким образом, деперсонализация создает у членов группы ощущение сходства по признакам, значимым для данной социальной категории и приводит к восприятию себя, скорее, как «мы» и «нас», чем «я» и «меня». Этот механизм приводит также к подчеркиванию различий между ин-группой и соответствующими аут-группами. Процесс деперсонализации основывается на механизме самостереотипизации: построении «образа Я», включающего характеристики, стереотипно приписываемые ингруппе, и лишенного свойств, которые считаются типичными для членов аутгруппы [29; с. 382].