Поправки к Конституции Российской Федерации: порядок и практика принятия
Введение
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен тем, что Конституция Российской Федерации является основным законом нашего государства. Конституция является главным юридическим документом и выступает в таком ключе в науке конституционного права. Также именно в ней устанавливаются конституционно-правовые нормы, которые являются основополагающими. Актуальность изучаемой темы связана с тем, что в настоящее время государство находится на стадии изменения в различных сферах. Поэтому вопрос о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации является важным, поскольку различные изменения могут сказаться отрицательно на государстве. Целью данной курсовой работы является анализ внесения поправок в Конституцию, а также их принятия.
Реализация постановленной цели предполагается посредством решения следующих задач:
1. Исследовать сущность Конституции Российской Федерации для определения её места в государстве;
2. Исследовать порядок принятия поправок и их особенности;
3. Рассмотреть принятые поправки и выделить основные положения.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Место Конституции Российской Федерации в системе демократического государства 6
1.1. Сущность Конституции Российской Федерации 6
Глава 2. Особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 13
2.1. Порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 13
2.2. Отличие процедуры поправок от пересмотра Конституции Российской Федерации 16
Глава 3. Практика принятия поправок в Конституцию Российской Федерации 18
3.1. Поправки от 30 декабря 2008 года 18
3.2. Поправка от 5 февраля 2014 года 19
3.3. Поправка от 21 июля 2014 года и изменение статьи 65 20
3.4. Поправка от 14 марта 2020 года 21
Заключение 27
Список литературы 29
Список литературы
1. Авакьян С. А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 31‒44.
2. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепция и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. №11. С. 27–30.
3. Айбатов М.М. Принцип разделения властей в государственно-политической системе России: историко-правовой анализ // Юридический вестник Дагестанского государственного университета №1. – 2020. – с.11-12.
4. Алексеев Р.А. Конституция Российской Федерации: история поправок // Вестник Московского государственного областного университета №1. – 2021. – ст.22.
5. Арутюнов Э. К., Полякова К. Ю. Место Конституции РФ в системе источников российского права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки №2. – 2019. – с.65-66.
6. Володина С.В. Идеологическое многообразие и многопартийность в системе основ конституционного строя России // Вестник Саратовской государственной юридической академии №3. – 2014. – с.210-212.
7. Галузо В. Н. Власть прокурора в Российской Федерации: монография. Часть IV. Возрождение права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
8. Закон о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета». 2014. - № 27.
9. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ. «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // «Собрание законодательства РФ». 2020. - № 14. - Ст. 1416.
10. Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета». 2014. - № 163.
11. Иванин А.А. «Охрана Конституции»: структурно – содержательный аспект понятия // Право: история, теория, практика №22. – 2018. – ст. 96-100.
12. Кирсанов А.Ю. О поправках к Конституции Российской Федерации: pro et contra // Вестник Московского университета МВД России №4. – 2022. – ст.114-116.
13. Колодий И.О. "Преобразование" Конституции Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и специальных наук №8. – 2016. – с.43-44.
14. Кононов К.А. Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С.11.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445).
16. Наумкина В.В. Внесение поправок в Конституцию РФ // Аграрное и земельное право №10. – 2018. – с.90-91.
17. Овсянкин В.А. Конституционно-правовые способы изменения Основного закона Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления №4. – 2014. – с.54-55.
18. Стрекозов В.Г. Конституционное право России 8-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – с.40-43.
19. Таева Н. Е. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации: эволюция юридических свойств // Актуальные проблемы российского права №8. - 2020. - с.43–54.
20. Указ Президента РФ от 27.03.2019 № 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 2019. - № 13. - Ст. 1390.
21. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». – 1998. - №10 - Ст. 1146; «Российская газета». - №52. – 2015.
22. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 №6-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // «Собрание законодательства РФ». -2014. - № 12. - Ст. 1201; «Парламентская газета». - № 28с. – 2022.
23. Фомина В.И. Юридические свойства Конституции Российской Федерации, их реализация // NOVAUM.RU №10. – 2017. – ст.285-286.
24. Чанаданович И. Порядок внесения поправок в Конституции России и Сербии // Актуальные вопросы юриспруденции. – 2020. – с.43-44.
25. Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013. С.131.
Также произошло дополнение к статье 81, а именно в части 3, в которой говорится «об обнулении» президентских сроков действующего главы государства. Внесённые в четвёртую главу поправки, характеристика которых содержится в статьях с 83 по 89 Конституции России, увеличили полномочия главы государства, при этом сократились полномочия Правительства РФ. Президент получил возможность отставки не только правительства в целом, но и отдельно Председателя Правительства РФ – п. «а» ст.83 общее руководство деятельностью правительства теперь лично осуществляет Президент, федеральные министры назначаются и отстраняются от занимаемых должностей лично главой государства.
Расширились полномочия главы государства и в отношении Госдумы: в ст. 112 появилось ещё одно обстоятельство, предоставляющее возможность роспуска Президентом нижней палаты парламента в случае отклонения ею трижды кандидатур на должности федеральных министров. Президент приобрёл право отклонять не только федеральные, но и федеральные конституционные законы, принятые обеими палатами российского парламента, в том случае, если Конституционный суд России даст отрицательное заключение на их соответствие положениям, содержащимся в Конституции России. В этом случае Президент вправе не подписывать вышеперечисленные законы.