Нормативные основания и принципы административной ответственности
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти. Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой - создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.
Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания. Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций.
Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.
В философско-теоретическом смысле ответственность - понятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЁ ПРИЗНАКИ……………………………………...5
1.1 Понятие административной ответственности………………………………5
1.2 Признаки административной ответственности……………………………..8
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………………………………………….11
2.1 Основания административной ответственности…………………………..11
2.2 Принципы административной ответственности…………………………..16
ГЛАВА 3. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………21
3.1 Виды административного наказания……………………………………….21
3.2 Состав административного правонарушения и основания привлечения к ответственности………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 изм. одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022).
3.Таможенный кодекс ЕАЭС (ред. от 29.05.2019) (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, N 52 (ч. 2), ст. 1274 (ред. 07.10.2022).
5.Административное право. Серия «Учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
6.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г.Салищевой, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова и др. - М.: ТК Велби, 2010.
7.Административное право. Учебник / под ред. Д.Н. Бахраха. М., 1997 8.Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. 1997. № 10
9.Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2010.
10.Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - М., 2007 г.
11.Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2001. № 3;
12.Ломакина В.Ф. Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. \\ Гражданин и право. 2002. № 2; .
13.Панова И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. 2007. N 8 14.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - М., 2010.
15.Сатышев В.Е. Административное право России. - М. 2011.
16.Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997;
17.Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011. 18.Тихомирова Л.А. Порядок привлечения к административной ответственности: практическое пособие. - М., 2009.
Обязательные работы (общественные работы) как вид административного наказания впервые введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно статье 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Данный вид наказания назначается только судьей и может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.
Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.
Административное наказание в виде обязательных работ первоначально предусматривалось за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 № 65), за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (статья 20.2.2 КоАП РФ), а также за блокирование транспортных коммуникаций (статья 20.18 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 № 65).