Профилактика повышенной тревожности у подростков
Введение
Актуальность исследования Тревожность у подростков – одна из наиболее актуальных проблем в современной психологии, а также педагогики. Психологи и социальные педагоги в последние годы особо обеспокоены процессом формирования тревожных состояний, в том числе в школьных условиях. Актуальность темы дипломной работы связана со значимостью изучения сфер развития и формирования личности подростка, в том числе эмоциональной и коммуникативной. В этот период более многообразными и содержательными становятся отношения с окружающими, возрастает самостоятельность, формируется нравственно-волевая сфера и самосознание личности, т.е. качественно новая социальная позиция, выражающаяся в сознательном, ответственном отношении к другим людям и себе как члену общества, интересе к своей собственной личности, своим возможностям, их оценке и развитии (Д.И. Фельдштейн).
Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека, которая формирует основные структурные компоненты личности. Через
Содержание
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Проблема тревожности в современной педагогике и психологии
1.1.Исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной науке....................................................................................................5
1.2. Причины и механизмы проявления тревожности в подростковом возрасте...................................................................................................................11
1.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по
преодолению школьной тревожности…………………………………...17
Вывод по 1 главе..........................................................................................21
Глава 2. Эмпирическое исследование личностной тревожности у подростков
2.1. Методы и методики исследования.....................................................23
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования...........................28
2.3. Профилактика повышенного уровня тревожности подростков..............................................................................................................31
Вывод по 2 главе..........................................................................................35
Заключение..................................................................................................37
Список использованной литературы.........................................................39
Приложение.................................................................................................41
Список использованной литературы
Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата — М.:Юрайт, 2019. – 300-301 с.
Бакеев В.А. О тревожно – внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. – М., 1974. – 19 с.
Березина А.В., Мельникова И.В. Межличностное познание и его формирование у школьников и студентов: учебное пособие для вузов — М.: Юрайт, 2022. – 30 с.
Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника: Опыт. Эксперимент. Исследование НИИ общей и педагогической психологии АПНСССР. – М., 1987. – 30- 31 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968, 100 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. М. – 2000. – 300 с.
Вирджиния Н.К. Прикладная психология. М – 2000. – 196 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.:Юрайт, 2017. – 151- 170 с.
Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.:Юрайт, 2017. – 50 с.
Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.:Юрайт, 2016. – 79- 80 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М. – 2000. – 90 с.
Дубровина Т.В. и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. – 161 с.
Жутикова И.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988г. – 55 с.
Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966.– 95 с.
Изард К. Э. Эмоции человека. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 354 с.
Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. М: Смысл, 2019. – 91 с.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь, 2004.- 247 с.
Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М.: Советская педагогика - 1963 - 5 - с. 38- 40
Немов, Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3
По мнению медиков, люди с высокой тревожностью обладают высокими притязаниям и в большинстве своем являются максималистами. С точки зрения биохимических процессов, в крови человека с высокой тревожностью наблюдается повышенное содержание молочной кислоты. Нередко у пациентов этой группы со временем выявляются проблемы в работе эндокринной системы, обнаруживаются серьезные нарушения функциональности вегетативной системы организма. Ранее полученная информация в ходе изучения проблемы, может сегодня служить базовой моделью для оценки психологического состояния школьников и студентов, анализа влияния тревожности на социально - бытовые аспекты взросления и формирования личности.
Если говорить про причины тревожности, то необходимо начать с различных видов семейного неблагополучия. Это ситуация, при которой родители используют вербальную агрессию, боязнь сделать любую, даже незначительную о