Исследование уровня развития коммуникативной культуры студентов гбпоу «челябинский профессиональный колледж»
Введение
Ключевым условием экономической роли России и повышения ее благосостояния является обеспечение роста конкурентоспособности страны. Главным преимуществом высокоразвитой страны является формирование ее человеческого потенциала, во многом определяющееся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в ближайшей и дальнейшей перспективе [10].
Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России определяется во многом созданием условий для подготовки в учреждениях среднего профессионального образования специалистов востребованных на рынке труда. Важнейшей задачей в подготовке такого специалиста является обеспечение в образовательном процессе условий формирования социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста, его профессиональной самостоятельности и социальной коммуникативности.[10]
Выпускник СПО сегодня должен не только овладеть профессиональными знаниями,
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………..........4
Глава 1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования ……………………………………………………...………………7
1.1 Понятие «Культура» в психолого-педагогической литературе …………...7
1.2.Сущность и содержание понятия «Коммуникативная культура» …….....10
1.3. Значение коммуникативной культуры в специальности «Поварское и кондитерское дело» ……………………………………………………………..14
Глава 2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования .…………………………………………………..…….19
2.1. Организация и анализ результатов исследования .…………….………....19
2.2 Разработка «дорожной карты» по формированию коммуникативной культуры студентов колледжа …………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………..………….…….30
Библиографический список ….…………………………………………………31
Приложения …………………………………………………………………..…33
1. Аласявичус Л. Развитие коммуникативных способностей в процессе производственной практики -фактор социализации // Среднее профессиональное образование 2006.- №10 -стр.53-55
2. Батаршев А.В. «Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности» Москва 1999г.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989.
4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Калининский Л.П. Методика психологической диагностики профессионально значимых личностных и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. – Тюмень,1981.
6. Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ: Метод.пособие. – М.: Высшая школа, 1989.
7. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга / Яросл. НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». – Ярославль, 1992.
8. Крамаренко И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг. – 2001. - №1. – С.37-42.
9. Лучина Т., Солошенко И. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков/
10. Мазилина Н. А. Дидактические условия подготовки компетентного специалиста в системе СПО// Среднее профессиональное образование-2006.-№11 стр.34-37
11. Мудрик А.В. Социализация человека Москва 2004г.
12. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛАДОС, 1998.
13. Общая психодиагностика/ Под.ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М,1987.
14. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
15. Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб. пособие для индустри
Между тем, именно позитивные эмоциональные переживания стали в наше время дефицитом. Все чаще мы видим на лицах скучающие, тревожные, недовольные чем-то выражения. Все больше людей испытывают дефицит общения, который они пытаются компенсировать, уходя в виртуальный мир. Важнейшим компонентом коммуникативной культуры личности можно считать развитость или сформированность у нее коммуникативных умений. К ним, в первую очередь, можно отнести следующие: умение устанавливать контакты в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с точки зрения дела партнерами; умение создать ситуацию сотрудничества или общения с конкретными людьми; умение найти темы для разговора в различных ситуациях; умение выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или коллективном сотрудничестве. [9]
В целом студент с достаточно развитой коммуникативной культурой оказывается в состоянии творчески относиться к тем разнообразным ситуац