Компоненты психологической готовности детей 6 и 7 лет.
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе своего развития перед нашим обществом стоит задача дальнейшего совершенствования воспитательной работы с дошкольниками, подготовки их к школе. Для того чтобы успешно решить эту проблему, психологу необходимо умение определять уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как для организации всей последующей воспитательной работы, так и для оценки эффективности содержания процесса воспитания в детском саду.
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе актуальна в связи с тем, что от ее решения зависит успех последующего школьного обучения.
Актуальность проблемы определяется важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1-й класс - это поворотный момент в жизни ребенка, и этому моменту следует уделить ос
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности к школьному
обучению 5
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к
школьному обучению 11
Глава 2. Программа диагностики психологической готовности к школьному
обучению 18
2.1. Разработка программы диагностики психологической готовности к
школьному обучению 18
2.2. Анализ результатов проведения программы диагностики психологической готовности к школьному обучению 27
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999. – 148 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. С. 66–74.
Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001. – 68 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.
Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М., МГУ, 2005. – 84 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.
Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.
Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.
Приложение 1
Гистограмма 1
Гистограмма 2
Гистограмма 3
Приложение 2
Таблица 1. Показатели критерия UМанна-Уитни
VAR00008 N Ранг показателя Суммарный ранг
Аффективно-потребност сфера Мал 5 4,50 22,50
девоч 3 4,50 13,50
всего 8 девоч 3 3,50 10,50
всего 8 Методика «Домик» Мал 5 4,90 24,50
девоч 3 3,83 11,50
всего 8 Методика «Да и нет» Мал 5 5,00 25,00
девоч 3 3,67 11,00
всего 8 Методика «Сапожки» Мал 5 5,00 25,00
девоч 3 3,67 11,00
всего 8 Методика «Звуковые прядки» Мал 5 4,50 22,50
девоч 3 4,50 13,50
всего 8 «Последовательность событий» Мал 5 4,90 24,50
девоч 3 3,83 11,50
всего 8 Общие статистические данные по критерию UМанна-Уитни
Аффект потреб сфера Внутрен позиц школ методика «Домик» Методика «Да и нет» Методика «Сапожки» Методика «Звуковы
Дети должны знать и правильно использовать термины: "звук", "слог", "слово", "предложение", гласные звуки, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Оцениваются умение работать со словесной схемой, разделенным алфавитом и навыки слогового чтения.
4. Умение использовать различные способы словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительным значением, умение
образовывать слова в правильной форме, различать звуковые и
смысловые различия между словами: мех, мех; образовывать прилагательные от существительных.
5. Формирование грамматического строя речи: умение использовать развернутую фразовую речь, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предл