Психологические особенности восприятия подростками отношений с родителями.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями – процесс длительный, сложный, но необходимый и обязательный в работе каждого педагога. Не зная реальных взаимосвязей, нельзя правильно определить стратегию и тактику взаимодействия с воспитанниками и их родителями. Ведь ошибки семейного воспитания приводят к частым конфликтам не только между родителями и подростками, но и между учителями и подростками, и, наконец, к непониманию своих сверстников.
Подростковый период (12-16 лет) в развитии ребенка считают особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. Он обычно характеризуется как критический, переломный, переходный возраст.
Именно в подростковом возрасте проблема взаимоотношений с родителями очень актуальна, так как, несмотря на все близкие связи, ребенок в этот период меняется и растет. Семейные взаимоотношения играют одну из главных ролей в социализации личности подростка и оказывают большое влияние на его
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Изучение теоретических аспектов проблемы психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями …………..5
1.1. Влияние отношений с родителями на формирование личности подростка ………………………………………………………………………………...……5
1.2. Проблемы психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями ……..………………………………………...…..…..10
Глава 2. Эмпирическое исследование применения коррекционно-развиваю-щей программы для гармонизации восприятия подростками отношений с родителями .…………..……………………………………………………… …17
2.1. Выявление психологических особенностей восприятия подростками отношений с родителями…………...…………………………………………...17
2.2. Коррекционно-развивающая программа гармонизации психологического восприятия подростками отношений с родителями …...………………….….24
Заключение …...…………………………………………………………………29
Список литературы………...…………………………………………………....32
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб: Питер, 2015. 400 с.
2. Бойко Ю.В. Детско-родительские отношения как одно из условий развития у подростков позитивных установок на будущую семью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3–2. С. 241–244.
3. Вдовина М.В., Максимова А.А. Рекомендации по психолого- педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2018. № 21. С. 703–705.
4. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2017. № 13 (68). С. 119–120.
5. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 39–44.
6. Гимадиев А.М. О проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2017. № 2 (4). С. 64–66.
7. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско- родительских отношений // Российский психологический журнал. 2015. Т. 6. № 1.С. 25 – 34.
8. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2018. 324 с.
9. Гурко Т.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 99–107.
10. Дружинина Ю.А. Трудности в детско-родительских отношениях и совладающее поведение родителей и их детей подросткового возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования.2016.№ 2 (10). С. 128 – 134.
11. Евтушенко Е.А. Содержание эмоционально-оценочного компонента самосознания личности подростков в семьях с разными детско- родительскими отношениями // Наука. Образование. Личность. 2018. № 3. С. 95 – 101.
12. Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш. Некоторые теоретические подходы к формированию детско-родительских отношений в семье // Вестник ВЭГУ. 2017. № 2 (76). С. 44–52.
13. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье // Психологическая наука и
Так, мать считается более активной и главной в семье, в то время как отец более пассивен и практически не участвует в процессе воспитания. Но наряду с этим, имеются существенные различия между тем, как воспринимают позицию матери и отца девочки, а как – мальчики.
Отношения с родителями у девочек – подростков складываются более благополучными, чем у мальчиков. У девочек общение с матерями значительно чаще, чем у мальчиков. Их можно обозначить как эмоционально-позитивные.
Отношения юношей с отцами складываются гораздо сложнее, чем с матерями. Отцы воспринимаются ими как слишком авторитарные, придирчивые, отстраненные и излишне требовательные. Роль отца в восприятии мальчиков - подростков оценивается более высокими показателями непоследовательности и враждебности, чем в восприятии девочек – подростков.
Особенности восприятия родителей подростками - девочками и подростками - мальчик