Особенности развития воображения у детей
Введение
Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный и крайне важный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. А в дальнейшем это может повлиять и на творческую деятельность в школе и во взрослой жизни. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Так же данная тема является актуальной, так как творческое воображение является одним из ключевых условий в процессе активного преобразования имеющихся знаний в нечто новое, способствует саморазвитию личности, и повышает уровень эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, планировать свою деятельность и управлять ею.
Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.
Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Данные особенности обосновывают актуальность проводимого нами исследования.
Воображение является важным компонентом детства, помогая детям овладеть многими важными навыками на протяжении всей жизни. Большинство детей могут взять в руки обычный предмет — коробку или кусок ткани - и увидеть его потенциал для форта или плаща супергероя, часами притворяясь и играя в ролевые игры. Эти, казалось бы, простые взаимодействия имеют решающее значение для развития ребенка, давая им творческие способности и способности к решению проблем, которые им понадобятся во взрослом возрасте Объект: воображение детей дошкольного возраста от 5-7 лет. Предмет исследования: развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воображения и его особенности в детском возрасте.
1.1. Понятие о воображении 5
1.2. Виды воображения и их характеристика 8
1.3. Функции воображения и их характеристика и возрастные особенности развития воображения у детей дошкольного возраста 9
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности воображения у детей
2.1 База и методы исследования 13
2.2. Анализ эмпирического исследования 15
Заключение 21
Библиографический список 22
Библиографический список
1. Артемова, Л.В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Томирис, 2015. – 112 с.
2. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005. – 432 с.
3. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия – тренинги в детском саду [Текст] / Л.Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014.
4. Белкина, В.Н. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
5. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2011. – 112 с.
6. Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.
7. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 305 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.
10. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С. 45-50.
11. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 107-114.
12. Люблинская, Г.О. Детская психология [Текст] / Г.О. Люблинская. – М.: Высшая школа, 2014. – C. 89-97.
13. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
14. Немов, Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2011. – С. 83-87.
15. Немов, Р.С. Психология. Книга 3 [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2010. – 608 с.
16. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
17. Поддъяков, Н. Игры: Психолого-педагогический аспект [Текст] / Н. Поддъяков, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 2007. – 192 с.
18. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2012. – 150 с.
19. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. – М.: Владос, 2011.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 323 с.
21. Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2015. – С. 197-211, 236-257.
22. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2012. – 192 с.
23. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007. – С. 64-86.
24. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 304 с.
Реалистический подход к фантастике в сказке, по представлениям Г.А. Урунтаевой, возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает отрицательное отношение у дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение. Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка. Нередко дети, фантазируя, отмечает Г.А. Урунтаева, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение. В сказках детей чуть старшего возраста значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития. Исследователи из центра «Развитие» Л.А. Венгера считают, что главная особенность воображения детей состоит в овладении способностями к замещению и наглядному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отражающие отношения между вещами. Наглядные модели могут выступать в качестве плана создания целостных продуктов воображения, что дает возможность создать произведение реалистичное, законченное.