Особенности агрессии младших школьников с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В связи с увеличившимся в XX веке ростом насилия психологии агрессивного поведения как направлению психологической науки стало уделяться большое внимание, как со стороны зарубежных учёных, так и отечественных исследователей. На сегодняшний день существует огромное множество научных трудов, посвященных вопросам агрессии. В тоже время можно говорить о наличии и ряда проблем, среди которых наиболее существенными в контексте данного исследования являются:
– множество исследований привело к появлению множественности мнений и к отсутствию единого подхода к пониманию сущности и содержанию агрессии как вида эмоции;
– большинство исследований агрессии направлены на изучении агрессии в целом, в то время как агрессия младших школьников, имеющих умственную отсталость, остается мало изученной;
– отсутствие единого подхода к пониманию агрессии привело к несформированности диагностического аппарата, каждый из авторов предлагает свой вариант применения диагностических методик, а различные методы диагностики, зачастую, приводят к различиям в результатах исследований.
Все это говорит о необходимости продолжения исследования агрессии в отношении отдельных видов субъектов. В данной работе исследуется агрессия младших школьников с умственной отсталостью. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты агрессии младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………….. 6
Понятие и сущность агрессии как вида эмоции…………… 6
Характеристика особенностей агрессии младших школьников с умственной отсталостью…………………………. 10
Современное состояние изучения проблемы агрессии младших школьников с умственной отсталостью 16
Глава 2. Исследование агрессии младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………………. 19
2.1. Организация и методика проведения исследования……… 19
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента……… 22
2.3. Разработка методических рекомендаций, направленных на снижение уровня агрессии младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы……………………………………………………….. 31
Приложение………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алворд М. Как работать с агрессивными детьми / М. Алворд, П. Бэйкер. – М.: Просвещение, 2018. – 280 с.
2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 2019. – 250 с.
3. Бебех, М. В. Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников / М. В. Бебех. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/12/04/paket-metodik-diagnostiki-agressivnogo-povedeniya-mladshih
4. Гурьев, М. Е. Сущность понятия агрессии в психологической науке / М. Е. Гурьев // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 219-223.
5. Дюпина, С. А. Компьютерная игра как фактор развития агрессии младшего школьника / С. А. Дюпина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2020. – № 4. – С. 42-46.
6. Етумян, Г. Г. Агрессия и агрессивность в среде младших школьников / Г. Г. Етумян // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. – № 6 (37). – С. 61-63.
7. Захарченко, И. А. Коррекция невербального агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития / И. А. Захарченко // Специальная педагогика и психология : традиции и инновации. материалы II всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием. Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2020. – С. 166-171.
8. Заяц, М. С. Особенности агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью / М. С. Заяц // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». – Симферополь, 2020. – С. 208-210.
9. Киреев, С. И. Агрессия: история изучения и концептуализация / С. И. Киреев // Психологические исследования: актуальные направления и перспективы. Сборник научно-практических исследований молодых ученых. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 9-18.
10. Кузнецова, Е. А. Функциональный анализ поведения в преодолении агрессивности у младших школьников с умственной отсталостью / Е. А. Кузнецова // Аспирант. – 2020. – № 4 (55). – С. 102-105.
11. Матвиевский, Д. М. Агрессия как психологический феномен / Д. М. Матвиевский // Информация как двигатель научного прогресса. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 67-71.
12. Матюшичева, Е. В. Специфика проявления агрессии младших школьников с умственной отсталостью / Е. В. Матюшичева // Universum: психология и образование. – 2019. – № 11 (65). – С. 7-10.
13. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников / Сост. Л. В. Шипова. – Саратов, 2016. – 56 с.
14. Михайлова, О. Б. Агрессивность личности: основные подходы и перспективы изучения / О. Б. Михайлова // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 6. – С. 83-84.
15. Мулько, Р. Е. Особенности коррекции социальной дезадаптации подростков с умственной отсталостью в условиях школы VIII вида / Р. Е. Мулько // Научный потенциал. – 2022. – № 3 (38). – С. 89-91.
16. Набиева, Р. М. Агрессия школьников с умственной отсталостью / Р. М. Набиева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – 2019. – С. 91-94.
17. Набиева, Р. М. Динамика агрессии школьников с легкой умственной отсталостью в младшем и среднем подростковом возрасте / Р. М. Набиева // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 11-7 (69). – С. 471-474.
18. Нистор, А. С. Обзор научных взглядов на содержание понятия «агрессия» в психологии / А. С. Нистор // Студенческий вестник. – 2018. – № 24-1 (44). – С. 35-38.
19. Петрожицкая, Д. В. Исследование агрессии у младших школьников с ЗПР / Д. В. Петрожицкая // Психология особых состояний: от теории к практике. материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – 2021. – С. 76-77.
20. Поспишиль К. Особенности агрессивного поведения детей с легкой степенью умственной отсталости / К. Поспишиль; под ред. М. Власовой. – М., 2015. – С. 431–432.
21. Потапова, А. Ю. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью / А. Ю. Потапова // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. материалы V Международной студенческой научно-практической конференции. – Тверь, 2022. – С. 245-249.
22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М.: - Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 224 с.
23. Руссу, А. В. Агрессия в обществе: тенденции и перспективы / А. В. Руссу // Экспоненты социальной агрессии: общегуманитарные дискурсы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2022. – С. 41-45.
24. Уткина, Ю. С. Проявление агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью / Ю. С. Уткина // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2021. – С. 298-302.
25. Чайка, Е. А. Методика «Страна эмоций» как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка / Е. А. Чайка. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/05/29/metodika-strana-emotsiy-kak-instrument
26. Чжан, Л. Агрессия как явление психологического и лингвистического анализа / Л. Чжан // Сборник Статей Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 25-летию со дня основания Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва. – Нур-Султан, 2021. – С. 127-130.
27. Шварева, Л. В. Агрессия и гнев как эмоциональное состояние и страсть / Л. В. Шварева // Христианская педагогика в современном мире. сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Пензенская духовная семинария. – 2018. – С. 239-248.
28. Шевырева, Т. В. Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью / Т. В. Шевырева // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных статей VII Республиканской научно-практической конференции (с международным участием). – 2020. – С. 169-172.
29. Шелькова, Н. Н. Эмоциональное состояние детей с особыми образовательными потребностями / Н. Н. Шелькова // Инновационные подходы в науке и образовании: теория, методология, практика. – Пенза, 2017. – С. 89-111.
30. Шмелева, Н. В. Роль агрессии в современной культуре / Н. В. Шмелева // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2018. – № 5 (70). – С. 37-42.
Из данного рисунка видно, что только 20% испытуемых (2 человека) показали низкий уровень агрессии, при работе с ними были использованы такие персонажи, как Боястик-Дрожастик, Обидка, частично Гнев-сердитка. По 40% учащихся (по 4 человека) показали средний и высокий уровень агрессии, в разной степени часто, но использовались такие персонажи, как Гнев-сердитка. А это значит, что зачастую агрессивные проявления (физические пли вербальные) являются единственным знакомым и доступным ребенку средством выразить свой гнев, -обиду, страх подвергнуться нападению и т.д., поскольку способности ребенка к самовыражению в этом возрасте ограничены. Работа с данным персонажем помогает простроить более конструктивные отношения со своим гневом, найти социально приемлемые способы его выражения. Также использовался Вредитель, что говорит о том, что этот персонаж также соответствует эмоции гнева, но относится больше к его разрушительному выражению, физической агрессии (ребенок «встречается» со своим Вредителем, когда у него возникает желание кого-то толкнуть, ударить, сломать чью-то игрушку, сбросить вещи с парты и т.д.). Таким образом, данный персонаж может отражать не только стремление выразить гнев, но и желание привлечь к себе внимание. В каждом конкретном случае следует установить, выражением каких эмоций служит для ребенка Вредитель.
Резюмируя все сказанное в данном параграфе, можно сделать вывод, что по всем трем методикам большинство испытуемых показали средний и высокий уровень агрессии. Низкий уровень агрессии выявлен только у 20% участников эксперимента (2 человека). При этом испытуемые показали наличие тревоги, импульсивности, зависимости, неуверенности, проявлению гнева, что говорит о наличии признаков вербальной и физической агрессии. Такие результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости разработки и применения коррекционных мероприятий, направленных на снижение уровня агрессии у младших школьников с умственной отсталостью.