Анализ и оценка эффективности деятельности организации (на примере ООО «ДОП – Детское общественное питание»)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современных рыночных условиях конкурентоспособность и целесообразность деятельности организаций основывается, в первую очередь, на эффективности их функционирования.
Эффективность деятельности организации является залогом финансовой привлекательности для внешних инвесторов, контрагентов по финансово-хозяйственной деятельности, а также для собственников организации. Таким образом, очень важно оценивать результаты деятельности организации в настоящем, прошлом и будущем.
В сложившейся экономической ситуации эффективность характеризует выживаемость организации, которой необходимо не только «выжить», но и1, по возможности, повысить конечный результат своей деятельности, а именно прибыль. Конечный результат характеризует степень достижения цели или целей организации, ради достижения которых приводится в движение весь механизм хозяйственной деятельности.
Эффективность деятельности организации является сложным экономическим свойством, и для измерения его уровня обычно используют обширный перечень разнообразных показателей, в зависимости от того, что принимается за эффект--функционирования организации. Если в качестве эффекта функционирования организации выбран--объем производства (реализации) продукции---или--финансовый результат, то различают показатели производственной1 эффективности и показатели финансовой эффективности [7, с.22].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…….….6
1.1 Понятие, сущность эффективности деятельности организации...…6
1.2 Система показателей оценки эффективности деятельности организации……………………………………………………………………..14
1.3 Пути повышения эффективности деятельности организации…….26
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ООО «ДОП – Детское общественное питание»)…..33
2.1 Организационная характеристика ООО «ДОП – Детское общественное питание»…………………………...…………………….33
2.2 Анализ основных показателей деятельности организации ООО «ДОП – Детское общественное питание» ……………….…………….35
2.3 Оценка эффективности деятельности организации ООО «ДОП – Детское общественное питание»……………………………………….41
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ООО «ДОП – Детское общественное питание»)……………………………………………………………..…………49
3.1 Обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности организации………………………………………………49
3.2 Оценка рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации и прогноз основных показателей…..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………...……59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
2. Абдукаримов И.Т. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа / И.Т. Абдукаримов // Социально – экономические явления и процессы. – 2017. – № 6. – С. 11-21.
3. Александров О.А. Экономический анализ: учебное пособие / О.А. Александров. – Москва: ИНФРА – М, 2016. – 220 с.
4. Баркан Д.И. Эффективное управление сбытом: учебное пособие / Д.И. Баркан. – Москва: Академия, 2019. – 413 с.
5. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков: учебное пособие / И.С. Березин. – Москва: Прогресс, 2017. – 297с.
6. Бландер Р. Эффективные бизнес – коммуникации: учебное пособие / Р. Бландер. – СПб.: Питер, 2015. – 237с.
7. Бочаров В.В. Финансовый анализ: учебник / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2020. – 240 с.
8. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – М.: Кнорус, 2020. – 880 с.
9. Выварец А.В. Совершенствование механизма комплексного управления финансами предприятия с помощью аналитических инструментов / А.В. Выварец // Экономические науки. – 2016. – № 60. – С. 91- 98.
10. Выборнова Е.Н. Особенности диагностики финансового состояния субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] / Е.Н. Выборнова // Аудитор. – 2018. – № 3. – С.42-46. – Режим доступа: httр://librаry.fа.ru/саt.аsр (дата обращения: 09.06.2022)
11. Гусева И.В. Управление финансами предприятия: многоуровневый и маркетинговый подходы / И.В. Гусева // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 7. – С. 29-35.
12. Дроздов О.А. Система количественных показателей качества прибыли предприятия / О.А. Дроздов // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 17. – С. 22-24.
13. Ефимова С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж: учебное пособие / С.А. Ефимова. – Москва: Прогресс, 2017. – 396 с.
14. Забродин И.П. Обоснование показателей для оценки эффективности бизнес-процессов коммерческих организаций / И.П. Забродин // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 38. – С. 50-58.
15. Илышева Н. Н. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Н. Илышева. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 395 с.
16. Казакова Н.А. Экономический анализ: учебник / Н.А. Казакова. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 360 с.
17. Котова Н.Н. Оценка эффективности бизнеса организации / Н.Н. Котова // Вестник ЮУрГУ. Сер. Экономика и менеджмент. – 2017. – № 2. – С.12-14.
18. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / Н.П. Любушин. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2017. – 385 с.
19. Лядова, Ю. О. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия [Электронный ресурс] / Ю. О. Лядова // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 199-201. – Режим доступа: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/317/72408/ (дата обращения: 08.06.2022).
20. Панков В.В. Экономический анализ: учебное пособие / В.В. Панков, Н.А. Казакова. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2018. – 380 с.
21. Параскан К.Н. Рентабельность предприятия и ее значение в современной экономической практике / К.Н. Параскан // Тотальные аспекты инновационных технологий. – Пятигорск. – 2017. – С.88-91.
22. Побегуц П.В. Финансовый или статистический анализ [Электронный ресурс] / П.В. Побегуц // Аудит и налогообложение. – 2018. – №4. – С.36-42. – Режим доступа: httр://librаry.fа.ru/саt.аsр (дата обращения: 09.06.2022)
23. Развитие потребительского рынка города Челябинска в 2021 году [Электронный ресурс] / Портал открытых данных Администрации города Челябинска – Режим доступа: httрs://сhеlаdmin.ru/ (дата обращения: 11.06.2022).
24. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 12-е изд., перераб. и доп. – Москва: НИЦ Инфра-М, 2016. – 380 с.
25. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая, В.В. Ковалев, В.Н. Патров, В.А. Уланов– 15-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 350 с.
26. Санович М.А. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности компании / М.А.Санович // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. №20. – С.18-34.
27. Хасанов Т. Ю., Пономарева Л. Н., Проблема использования нераспределенной прибыли, как источника финансирования бизнеса/Т.Ю. Хасанов, Л. Н. Пономарева // Сборник трудов конференции «Механизм обеспечения конкурентоспособности качества экономического роста в условиях модернизации экономики». – 2019. – С.133-135.
28. Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / И.О. Черкасова. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2016. – 345 с.
29. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ: учебное пособие / В.А. Шаповалова. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2019. – 427 с.
30. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, М.И. Баканов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИИНФРА-М, 2018. – 420 с.
Для определения направления расширения рынка сбыта организации, был проведен анализ рынка общепита в городе Челябинске. Сфера предоставления услуг общественного питания формируется в большей степени на основе предпринимательской инициативы, ориентированной на покупательную способность. По состоянию на 01.01.2022 в городе Челябинске функционировало 1226 предприятий общественного питания с общим количеством посадочных мест 81072. За 2021 год в городе открыто 126 предприятий на 3624 посадочных места, ввод новых предприятий дополнительно обеспечил создание 630 рабочих мест. В то же время в течение года произошло сокращение открытой сети предприятий общественного питания на 39 кафе, 27 закусочных, 24 бара и других [23]. Анализируя сегодняшнее состояние рынка и наиболее востребованные формы ресторанного бизнеса, рассмотрим классификацию предприятий общественного питания и их доли по отрасли за 2021 год в г. Челябинске (таблица 10).