Разработка стратегии повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере ООО «Сузорье»)

Скачать дипломную работу, в которой исследуется разработка стратегии повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере ООО «Сузорье»)
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.01.2024
Объем файла
1300 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В конкурентной борьбе всегда побеждает тот, кто способен обеспечить самый высокий уровень конкурентоспособности собственных товаров или услуг, в противном случае избранный вид предпринимательской деятельности обречен на неудачу. Следовательно, повышение значения уровня конкурентоспособности является главной задачей предприятия в рыночной экономике, что гарантирует укрепление собственных позиций среди конкурентов. Реализация поставленной задачи требует правильного расчета соответствующей системы показателей, что позволяет не только определить конкурентное место, но и разработать научно обоснованную стратегию менеджмента и комплекс тактических, оперативных планов и мер, позволяющих улучшить существующее рыночное положение. Эффективность функционирования производственных предприятий в современных условиях хозяйствования напрямую зависит от процесса оценки конкурентоспособности предприятия, результаты от расчетов которой можно использовать при принятии стратегических управленческих решений, планировании инновационной, технической, товарной политики и т.д. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

1 Теоретические и методические основы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и его продукции 9

1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия 9

1.2 Стратегические аспекты управления конкурентоспособностью продукции предприятия 14

1.3 Условия формирования эффективной стратегии повышения конкурентоспособности продукции предприятия 21

2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Сузорье» и оценка конкурентоспособности его продукции 28

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сузорье» 28

2.2 Исследование деловой среды ООО «Сузорье» 32

2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции ООО «Сузорье» 44

3 Формирование стратегии повышения конкурентоспособности продукции ООО «Сузорье» 47

3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия 47

3.2 Механизм реализации и оценка эффективности предложенных мероприятий 51

3.3. Рабочее место работника пищевой промышленности 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (с измен. и доп. от 01.04.2022) // URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_61763/

2. Асатрян, В.А. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия в современных условиях / В.А. Асатрян, И.П. Попова // Актуальные вопросы развития инновационной экономики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Трифонова, Я.В. Паттури. – 2019. – С. 34-39. – ISBN: 978-5-907103-46-7.

3. Ахмедьянова, Р.Р. Конкурентоспособность и пути ее повышения в коммерческой организации / Р.Р. Ахмедьянова // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 64-66. – ISBN: 978-5-907103-46-7.

4. Баженов, Ю.В. Методологические аспекты к представлению сущности понятия «конкуренция» // Тенденции развития науки и образования. – 2017. – № 22-2. – С. 7–10.

5. Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов. - Текст: непосредственный // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 48-56. – ISSN: 1028-5849.

6. Бондарь, А.М. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке / А.М. Бондарь // Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. – С. 128-131.

7. Волков, Д. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий. Библиотека управления / Д. Волков. – URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/analysis2.shtml (дата обращения: 24.03.2020).

8. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова; под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 620 с. – ISBN: 978-5-9916-3316-1.

9. Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 85–87. – URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8220/ (дата обращения: 01.06.2022).

10. Горшунов, Р.А. Конкуренция в современном обществе: ее виды, преимущества и недостатки / Р.А. Горшунов, Н.В. Астафьева // Человеческий, производственный и сервисный потенциал экономики: глобальные тренды и локальные практики. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 122-127.

11. Григорчук, А.В. Методы оценки конкурентной позиции и конкурентных преимуществ предприятий / А.В. Григорчук // Научно– практические исследования. – 2017. – № 8 (8). – С. 27–31. – eISSN: 2541-9528.

12. Дермот, М. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / М. Дермот; перевод О. А. Самошкина. – 4-е изд. – Москва: Лаборатория знаний, 2020. – 696 c. – ISBN 978-5-9963-1184-2.

13. Драгунова, И.В. Система управления конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия / И.В. Драгунова, Г.В. Архипова, М.М. Малясова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 5 (106). – С. 930-935. – ISSN: 1999-2300.

14. Защук, М.С. Стратегия предприятия / М.С. Защук: учеб.пособ. для студ. напр. подг. 38.03.01 «Экономика предприятия» днев. и заоч. форм обучения / М.С.Защук. – Донецк: ДонНУЭТ, 2020. – 285 с. – ISBN 978-5-907111-80-6.

15. Иванова, Т.Л. Теоретические подходы к исследованию проблемы конкурентоустойчивости предприятия / Т. Л. Иванова, М.А. Константинова // Научный журнал «Менеджер». – 2021. – №11 (95). – С. 60-74. – ISSN: 2308-104X.

16. Каращук, О.С. «Большие данные» и перспективы их использования в предпринимательской деятельности / О.С. Каращук, Е.А. Майорова, Ю.Н. Прохоров // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 10 (89). – С. 77-87. – ISSN: 2227-9407.

17. Кирбитова, С.В. Уточнение понимания конкурентоспособности предприятия с позиции многослойности факторов на нее влияющих / С.В. Кирбитова // International scientific conference World Science: Problems And Innovations: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. – c. 52-56. – ISBN 978-5-00159-561-8.

18. Киселица, Е.П. Конкурентоспособность предприятия: подходы к ее пониманию и факторы ее повышения / Е.П. Киселица, А.И. Слюсарева // Эксперт: теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 21-24. – ISSN: 2686-7818.

19. Колямина, Н.В. Управление конкурентоспособностью предприятия в современных условиях / Н.В. Колямина // Наука и молодежь. Материалы XVIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2-х томах. Ответственный редактор В.Г. Беседина. Барнаул, 2021. – С. 151-153. – ISBN 978-5-00159-376-8.

20. Комплексный экономический анализ предприятия: учебное пособие / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой. – М.: Питер, 2020. – 255 с. – ISBN 978-5-459-00934-7.

21. Конкурентоспособность предприятия: оценка и пути достижения / И.О. Назаров // Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород : [б.и.], 2019. – 76 с. – ISBN 978-5-7103-3537-6.

22. Коновалова, М.В. Управление конкурентоспособностью предприятия / М.В. Коновалова // XLVIII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Сост. А. В. Столяров, отв. за выпуск П.В. Сенин. – 2020. – С. 500-503. – ISBN 978-5-7103-3537-6.

23. Коновалова, Т.Л. Внутриотраслевая конкуренция: стратегии и методы / Т.Л. Коновалова // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 78–83. – ISSN: 2313-8432.

24. Константинова, М.А. Актуальная классификация и методы оценки конкурентоспособности предприятий / М. А. Константинова // Менеджер. – 2021. – № 4. – С.12-119. – ISSN: 2411-0450.

25. Кравченко, Е.С. Конкурентоспособность предприятия: сущность и методы оценки / Е.С. Кравченко, А.О. Волотовская // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2022. – № 11. – С. 91-96. – ISSN: 2410-0013.

26. Крупинина, Ю.К. Теоретико-методологические основы повышения конкурентоспособности предприятия // Инновационное развитие. – 2019. – №3 (30). – С. 47-49. – ISSN: 2500-3887.

27. Кузьменко, О.В. Конкурентный анализ как элемент стратегического управления / О.В. Кузьменко, Д.С. Чернышов, К.Н. Задорожная // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 11-1 (89). – С. 170-175. – ISSN: 2303-9868.

28. Куликова, Е.С. Сущность конкурентоспособности продукции // Аграрное образование и наука. – 2017. – №1. – С. 64–65. – eISSN: 2309-7671.

29. Лашина, К.А. Сущность понятия конкурентоспособность предприятия / К.А. Лашина // Управление, образование, экономика: вызовы и перспективы. сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2021. – С. 12. – ISBN 978-5-00173-216-7.

30. Лупу, А. Теоретические аспекты стратегического управления конкурентноспособностью предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №5-2. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-strategicheskogo-upravleniya-konkurentnosposobnostyu-predpriyatiya (дата обращения: 05.06.2022).

31. Макконнелл, Кэмпбелл Р. Экономикс :  принципы, проблемы и политика: учебник: перевод с английского / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, Шон М. Флинн. – 19-е изд. – Москва:  ИНФРА-М, 2018. – 1027 с. – ISBN 978-5-16-006520-5.

32. Морозова, Н.И. Реализация стратегии повышения конкурентоспособности и качества товаров (услуг) / Н.И. Морозова, А.А. Скобелева // Проблемы информационной безопасности. Труды VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – 2020. – С. 32-33. – ISBN 978-5-907582-12-5.

33. Перцовский, Н.И. Маркетинг как основа инновационной деятельности предприятия на рынке / Н.И. Перцовский // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 7. – С. 75-79. – ISSN: 2307-180X.

34. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. – 2-е изд. – Москва : Вильямс, 2018. – 608 c. – ISBN 5-8459-0794-2.

35. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. [Электронный ресурс]. – URL : https://www.litres.ru/maykl-porter/konkurentnoe-preimuschestvo-kak-dostich- 42 vysokogo-rezultata-i-obespechit-ego-ustoychivost/chitat-onlayn/ (дата обращения: 28.05.2022).

36. Рамченкова, М.С. Задачи анализа управления конкурентоспособностью коммерческой организации / М.С. Рамченкова // Вестник Тамбовского университета экономики и права. – 2019. – № 2. – С. 58–59. – ISSN 2618-6837.

37. Скаделова, К.М. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий / К.М. Скаделова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 3-2 (61). – С. 184-186. – ISSN: 2411-0450.

38. Смит, А. «Исследование о природе и причинах богатства народов» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks /Eco nom/smit/smit_1.pdf. (дата обращения 30.05.2022).

39. Тамозина, Л.В. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий в условиях кризиса / Л.В. Тамозина // Инновации и развитие – 2018. – № 17. – С. 324 – 325. – ISSN: 2411-0450.

40. Тарануха, Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность : монография / Ю. В. Тарануха. Москва : Русайнс, 2017. – 336 c. – ISBN 978-5-4365-0405-6.

41. Устимкин, О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. – 2019. – №1 (29). – С. 7– 10. – eISSN: 2500-4050.

42. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – 3-е изд. – Москва : Маркет ДС, 2019. – 426 c. – ISBN 5-699-05104-X.

43. Хабаров, А.А. Современные методы оценки конкурентоспособности предприятия. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45661070_84362008.pdf (дата обращения: 24.03.2020).

44. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 799 c. - ISBN 978-5-238-01439-5.

45. Чернова, М.В. Управление конкурентоспособностью современного предприятия / М.В. Чернова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в современных условиях. электронный сборник XI Международной студенческой научно-практической конференции. – 2019. – С. 68. – ISBN: 978-5-907191-26-6.

46. Шевченко, О.А. Система управления конкурентоспособностью продукции предприятия / О.А. Шевченко, А.Н. Коваленко // Экономика. Менеджмент. Инновации. – 2019. – № 6 (24). – С. 46-53. – ISBN 978-5-00173-070-5.

Одно из направлений повышения конкурентоспособности – рост объемов реализации продукта (услуг или работ). Следует учитывать, что повышение объемов реализации само по себе не принесет желаемых результатов, поскольку при этом не учитываются такие важные показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и т.д. При организации производственного процесса и планирование объемов в соответствии с данным методом необходимо решить ряд задач, одной из важнейших из которых является определение объема реализации продукта, при котором будет обеспечена безубыточная производственная деятельность. 
Еще одно направление – это улучшение качества реализуемого продукта, что окажет влияние на: освоение новых рынков, процветание. Решение проблемы качества продукта поднимет имидж предприятия у покупателей, а также будет являться ос новой для получения максимальной прибыли. 
Уменьшение расходов – это традиционный и наиболее исследованный метод повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в выигрышном положении будет находиться то предприятие, которое проведя определенный комплекс мер достигло меньших затрат, чем конкуренты. Однако в современных условиях удержать такое преимущество достаточно трудно, т.е. реализация этого метода требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики, менеджмента персонала и организационной культуры. Предприятия, выбирающие путь усиления конкурентных затрат, постоянно анализируют затраты на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта. Важную роль здесь играют маркетологи, которые должны непрерывно заниматься мониторингом рынка, проводить функционально-стоимостной анализ, отслеживать новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов.