Девиантное поведение молодежи
Введение
Во все времена основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.
В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интер
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи …...…………………………..…………….5
§1. Основные подходы к изучению девиантного поведения……….……………………..5
§ 2. Адиктивные формы отклоняющего поведения……………………...13
§ 3. Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества……………………………………..16
Глава 2. Исследование проблемы девиантного поведения в студенческой среде………………………………………………………………………………21
§ 1. Характеристика метода исследования…………...…………………..21
§ 2. Анализ результатов исследования…………………...……………….23
§ 3. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………33
Приложение1..……………………………………………………………………35
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Список литературы
Глинский Я. Девиантология. М. Наука:. 2000,- 270 с.
Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Атлант:. 2005.- 368с.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ Эксмо-Пресс.: 2001.- 360с.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.// Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Наука:. 2005.- 459с.
Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб:. Нева, 2002. -369с.
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 2005. - № 2., С.31-37.
Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2001.- № 1., С. 8-15.
Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 2005.- №4. С.21-23.
Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности - альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006- С. 46-48.
Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива - 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: Изд-во КБУ, 2006. - С.163-165.
Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - С.50-53.
Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практическ
Что касается термина "агрессия", то существует масса подходов, объясняющих источник и способы ее объяснения: психоаналитический, когнитивный, биологизаторский и пр. Тем не менее, общего определения пока не выработано, и понимание данного феномена происходит на интуитивном уровне. Насилие представляет собой воздействие одного социального агента на другого, которое причиняет ему ничем не заслуженный физический и психологический вред либо превышает меру эквивалентного воздействия в ответных реакциях [10, с.129].
§ 2. Понятие девиантного поведения, факторы и причины, способствующие его формированию
Норма поведения человека обусловлена, прежде всего, социальными критериями как наиболее важными и значимыми средствами регуляции поведения. Однако введение жестких моральных, социальных, психологических и прочих критериев, сводят понятие нормы поведения до уровня шаблонов и лишающих поступки их индиви