Влияние внутрисемейных отношений на личность младшего школьника с ОВЗ

Цель данной работы: рассмотреть влияние внутрисемейных отношений на формирующуюся личность младшего школьника с ОВЗ
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.08.2022
Объем файла
223 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
680 руб.
850 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Семья в жизни каждого ребенка имеет важную роль, особенно важно  осознание семьи для ребенка младшего школьного возраста с органиченными возможностями здоровья (ОВЗ),  у которого еще не сформировалась личность.  В современном мире ребенок с ограниченными возможностями здоровья может обучаться и развиваться, как и другой здоровый ребенок, при оказании определенных условий и правильной организации процесса воспитания. Помимо участии в воспитании и развитии детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья разных специалистов, главными участниками процесса воспитания таких детей, выступают родители таких детей, которые являются наиболее близким социальным окружением  детей с ОВЗ.
Актуальность выбранной  темы представляется именно в том, что эта проблема влияния внутрисемейных отношений на становлении личности ребенка с ОВЗ младшего возраста исследована в литературе очень недостаточно. 
Известно, что семья является главным источником и опосредующим звеном передачи ребенку социального опыта, эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно считать, что семья является важныйм институтом воспитания. В настоящее время в России преобладает большое количество неблагополучных семей. А ведь семья, которая неспособна воспитывать, приводит к вполне серьезным нарушениям и формирования личности ребенка и к серьезным нарушениям  в социализации ребенка. Так как  семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большей мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. 

 

Оглавление

Введение 2

I. Теоретические основы изучения проблемы влияния внутрисемейных отношений на личность младшего школьника с ОВЗ 6

1.1 Изучение понятия “семья” в отечественных и зарубежных трудах исследователей, типы семей 6

1.2 Особенности формирования личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ и с нарушениями речи 11

1.3 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия ребенка 19

II. Экспериментальное исследование влияния внутрисемейных отношений на личность младшего школьника с ОВЗ 25

2.1 Организация и методы исследования 25

2.2 Программа коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ 28

2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования 32

Список литературы 48

Список литературы

1. Аврамова, Н. А. Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации детско-родительских отношений / Н. А. Аврамова, Н. В. Павлова, И. В. Иванова // Семья. Государство. Общество : сборник научных статей. Москва — Чебоксары, 2009. — С. 4—7.

2. Акчурин, Т. Ф. Правовые основы развития института семьи в России / Т. Ф. Акчурин // Семья, семейные ценности и вопросы воспитания : Сб. науч.-метод, материалов. — М., 2008. С. 64-73.

3. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В. Андреева. СПб. : Речь, 2004. - 244 с.

4. Антонов, А. И. Депопуляция России и проблемы семьи : материалы науч.-практич. конф. : «Россия накануне XXI века: социальные и социально-политические проблемы» / ИСПИ РАН, ВНОСИД; ред. В.И. Староверов и др. -М, 1994 Вып. 1.-С. 110-118.

5. Багдасарьян, И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка : автореф. дис. . канд. психол. наук 19.00.07 / И. С. Багдасарьян. — Н. Новгород, 2000. — 23 с.

6. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М. : Просвещение, 2008. — 111 с.

7. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб. : Питер, 2008. - 400 с.

8. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29-36.

9. Браун, Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей / Н. Браун // Дефектология. 1997. — № 6. — С. 81—86.

10. Булатова, О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР : дис. .к. псих, наук : 19.00.10 / О. В. Булатова. -Н. Новгород, 2007 175 с.

11. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Психология. 1985. - № 4. - С. 32-38. i¡",

12. Васильев-Бурзуй, Е. В. Семья — святилище храма нравственной природы человека / Е. В. Васильев-Бурзуй, В. Н. Жамалова // Семья. Государство. Общество : сборник научных статей. Москва - Чебоксары, 2009. - С. 46^8.

13. Вишневский, В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка / В. А. Вишневский // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -1984. Вып. 4. - С. 563-567.

14. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. -М. : Наука, 1973. 329 с.

15. Волкова, А. Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов / А. Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. - №1. - С. 12—21.

16. Волковская, Т. П. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волковская // Дефектология. 1999. - №4. - С. 66-72.

17. Даринская, В. М. Гармонизация родительско-детских отношений средствами групповой работы : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / В. М. Даринская. — Воронеж, 2002 240 с.

18. Дарский, Л. Е. Формирование семьи / Л. Е. Дарский. — М. : Статистика, 1972. — 189 с.

19. Дворянчикова, И. А. Семья инвалида в социальной структуре общества : дис. канд. . социол. наук 22.00.01 / И. А. Дворянчикова. -Самара, 2003.- 185 с.

20. Ершова, Ю. С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка : дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Ю. С. Ершова. Ярославль, 2007. - 175 с.

21. Забродина, Л. А. Психологическая подготовка родителей в формировании конструктивных родительско-детских отношений : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Л. А. Забродина. — Самара, 2010. — 25 с.

22. Захаров, А. И. Семейное воспитание и его дефекты / А. И. Захаров // Социальная психология личности. — Л., 1974, — С. 189-206.

23. Зиневич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку : кн. для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. — 3-е изд. — СПб. : Детство-пресс, 2001. — 125 с.

24. Игнатова, И. А. Педагогическое просвещение как подготовка родителей к семейному воспитанию детей с особенностями развития : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / И. А. Игнатова. — Москва, 2009. — 20 с.

25. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О. А. Карабанова. — М. : Гардарики, 2008. 320 с.

26. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии : метод, пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. М. : Просвещение, 2008. - 239 с.

27. Мазурова, Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухих школьников : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.В.Мазурова.-М., 1997.- 16 с.

28. Орлова, Н. X. Семья как объект социально-философского исследования. Эволюция семейных отношений на рубеже ХХ-ХХ1 столетий : дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Н. X. Орлова. СПб., 2000. - 369 с.

29. Петровская, JI. А. Основные характеристики компетентности в общении / J1. А. Петровская // Актуальные проблемы социальной психологии. Ч. 1. - Кострома, 1986. - С.74-76.

30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. -М. : Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.

31. Тащева, А. И. Концепция организации психологической реабилитации семей с детьми-инвалидами / А. И. Тащева // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники. — Ростов н/Дону : ЮРГИ, 2000,-С 186-201.

32. Яговкина, Л. С. Педагогические условия подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможности здоровья : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. С. Яговкина. Челябинск, 2010.-24 с.

По шкале тревожность дети набрали 27.2 балла, по шкале благоприятная семейная ситуация- 14.3 балла. 
Конфликтность у детей выражена общим баллом – 7.8, чувство неполноценности- 19.4балла, враждебность – 6.12 балла.
 Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи.
 Ни на одном рисунке члены семьи не держатся за руки, а в ряде случаев – отделены друг от друга видимыми границами. Это свидетельствует о том, что ребенок считает, что между членами его семьи большая психологическая дистанция.
 Рисунки детей часто схематичны, персонажи их похожи друг на друга. Линии рисунка резкие, угловатые, что говорит об эмоциональном перенапряжении, внутреннем возбуждении, чувстве тревоги. 
В других рисунках детей (6) мы выявили следующие отличия: дети изображают полный состав семьи, используют более теплые тона, в одежде людей много ярких цветов, много индивидуальных деталей (у пап – очки, галстуки; у мам – красивые прически, украшения); восприятие ребенком семейных отношений как благоприятные выражается в виде держащихся за руки членов семьи с веселыми лицами. Эти дети к заданию нарисовать семью отнеслись охотно, рисовали долго и старательно. 
Таким образом, итоги данной методики позволяют нам говорить о том, что доверительные, близкие, дружеские отношения родителей и детей наблюдаются далеко не во всех семьях. Во многих семьях ребенок чувствует себя одиноким и отверженным. Внимание родителей сводится только к удовлетворению физиологических потребностей детей (одеть, накормить, отправить в детский сад). Дети испытывают дискомфорт и неудовлетворенность отношениями с родителями.