Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности.
В статье 2.6. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования) говорится, что: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8 РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о памяти, ее видах в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Обобщение психолого-педагогического опыта педагогов РФ и РС (Я) по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностический комплекс определения уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста 31
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский П. П. Память и мышление. – М. : Просвещение, 2013. -286 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Основы психологии. – М. : Просвещение, 2014 – 156 с.
3. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: Учебник и практикум для СПО. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 425 с.
4.Житникова Л. М. Учите детей запоминать. – М. : Просвещение, 2014. – 189 с.
5. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М. : Просвет, 2015. – 328 с.
6. Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. – М. : просвет, 2015. – 612 с.
7. Корсаков И. А., Корсакова Н. К. наедине с памятью. – М. : Эйлос, 2013. – 287 с.
8. Курбатова Н. М. Моя Якутия // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/06/28/didakticheskie-igry-po-teme-moya-yakutiya
9. Кычкина Айталина, Авторская дидактическая игра на развитие памяти// Социальная сеть работников образования maam.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-slozhi-jakutskii-ornament.html
От степени овладения этим умением зависит и возможность его использования как способа запоминания». Наряду с этим большое значение приобретает сформированность у ребенка направленности на запоминание, умение принимать такую задачу и сохранить ее.
В отечественной психологии детальное исследование возникновения и развития форм опосредованного запоминания впервые было введено А.Н. Леонтьевым в 30-е годы прошлого века.
Во многих исследованиях психологов (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Н.А. Корниенко) были получены данные о том, что эффективность запоминания растет пропорционально осмысленности материала: чем осмысленнее материал, тем выше эффект запоминания. Е.Д. Кежерадзе выявила эффективность запоминания при опосредовании словом картинок.