Методика организации спортивно-массовых мероприятий оздоровительной направленности с детьми в центре спортивной подготовки
Введение
Актуальность темы состоит в том, что оздоровительные мероприятия всё чаще входят в социальную практику, широко используемую в современном мире. Но работа по оздоровлению и повышению физической закалки – это сложная организация массового отдыха, которая требует профессионального подхода и более глубокого изучения вопроса со стороны учреждений, в задачи которых в том числе входит оздоровление детей.
Государственная политика России в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения обучения, воспитания отдыха и оздоровления детей, защиты их прав и подготовке к их полноценной жизни в обществе. Всё это изложено в статье 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИК ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ …………………………………………………………………... 7
1.1. Методики организации спортивно-массовых мероприятий оздоровительной направленности………………………………………... 7
1.2. Спортивно-оздоровительные мероприятия в рамках рекреации....................................................................................................... 17
1.3. Спортивные игры как средство оздоровительного процесса детей…………………………………………................................................ 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ……………………………………….. 34
2.1. Характеристика и анализ деятельности центра спортивной подготовки………………………………………………………………….. 34
2.2. Организация и проведение исследования на процент сформированности у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни…………………………………………………................................... 37
2.3. Проект оздоровительной работы для УТЦ «Восток» на базе центра спортивной подготовки…………………………………………… 341
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
Приложение 1. Методика З.И. Бересневой………………………………. 72
Приложение 2. АНКЕТА (для опроса родителей детей младшего дошкольного возраста)…………………………………………………….. 73
Библиографический список
1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2014. - 192 с.
3. Ашмарина Б.А.: Теория и методики физического воспитания / Под редакцией– 1990. – 240 С.
4. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.
5. Борисова Т.С. Медико-гигиенические аспекты организации и проведения летней оздоровительной работы среди детей и подростков: учебно- метод. пособие / Т.С. Борисова. – Минск: БГМУ, 2018. – 68с.
6. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л. А. Боярская; [науч. ред. В. Н. Люберцев]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.
7. Бурыкин, С.Е. Сущностные характеристики и понятия организации досуговой деятельности молодёжи в образовательных организациях / С.Е. Бурыкин, Я.Я. Кайль // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 1. - С. 134-141.
8. Васильковская, М.И. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи / М.И. Васильковская, В.С. Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-13. - С. 17-21
9. Васина, С.М. Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий: учебно-методическое пособие / С.М. Васина; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. - 72 с.: табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1363-2; то же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439338 (06.06.2016).
10. Вершинин М.А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте / Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. // Фундментальные исследования. № 2, 2015. C. 120-124.
11. Виленский М.Я., В44 Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 214 с. — (Среднее профессиональное образование).;
12. Возрастная и педагогическая психология. /Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998. 453 c.,
13. Возрастная и педагогическая психология. // под редакцией Петровского А.В. - М., Просвещение, 2010. - с. 431;
14. Галкин, Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспецифического физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук I Галкин Ю.П.; С.-Петерб. Гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 32 с.
15. Гировка, Н.Н. Рекреационные ресурсы: учебное пособие / Н.Н. Гировка ; Министерство образования и науки, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2012. - 333 с.: табл., граф., ил, схемы - Библиогр. в кн.; то же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427433 (18.07.2019).
16. Грибкова, Г.И. Проектная деятельность в социально-культурной сфере: становление и развитие / Г.И. Грибкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2. - С. 147-154.
17. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под редакцией Онищука В.А. - К.: Род. шк., 2010. - с. 351;
18. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 60-62.
19. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств
20. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка. // Современный детский сад. – 2007. – №1. – С. 25-30.
21. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. -206 с.
22. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. - 2018. - № 5. - С. 4.
23. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности / А.В. Каменец, И.А. Урмина. - М.: Юрайт, 2017. - 316 с.
24. Качашкин В.М., Методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2001. - с. 307;
25. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986, (Учебно-методическое пособие)
26. Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1972. 271 с.
27. Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. –№ 3. – С. 52–54.
28. Ковешникова, А.Е. Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 101-105.
29. Коломийцева Н.С. К вопросу об использовании элементов спортивных игр при организации занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста / Коломийцева Н.С., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В. // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. № 1. С. 270-271.
30. Коломейцева Е. Б. К612 Физическая культура. Современные оздоровительные системы [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Коломейцева Е. Б.; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. – 1,91 Мб; 110 с.
31. Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа / Г.В. Куличкина. - М.: Юрайт, 2018. - 198 с.
32. Кутузовская, А.С. Модели досуга в россии и за рубежом / А.С. Кутузовская // Социальная политика и социология. - 2016. - Т. 15. - № 3. - С. 175-183.
33. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физическая культура: учебное пособие ДЛЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ/В.С. Макеева, З.С. Тинькова. - Орел: ФГБОУ ВПО «Государственный университет – УНПК», 2012. - 193с
34. Мурсалимов, P.M. Физическое воспитание в оздоровительном лагере / Р.М. Мурсалимов – 2003. – 165 С.
35. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/
36. Нарзулаев, С.Б. Организация социально-культурного досуга молодежи как перспективное направление профилактики социальных девиаций / С.Б. Нарзулаев, А.И. Морозов, Е.Р. Грауба // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-9.
37. Ратманова, С.Б. Использование инновационного потенциала сферы культуры как первоочередная научная проблема / С.Б. Ратманова // Инновации в науке. - 2018. - № 4. - С. 15-21
38. Российская научная электронная библиотека – cuberleninka.org/ текст научной работы на тему «Сущностная характеристика понятия "культурно-досуговая деятельность».
39. Российская научная электронная библиотека – cuberleninka.org/ культурно-досуговая деятельность как средство ресоциализации иностранных студентов
40. Рябков В. М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и методика [Текст] : монография /; М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное учреждение высш. образования "Челябинский гос. ин-т культуры". - Челябинск : ЧГИК, 2016. - 145 с.
41. Рябков, В.М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и методы исследования / В.М. Рябков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 2. - С. 63-70.
42. Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
43. Социально-культурная деятельность : Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
44. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М. Издательский центр «Академия», 2006, - 368 с.
45. Суслов Ф. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие
46. Постановление от 10 марта 2017 г. № 106 г. Южно-Сахалинск Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2017 - 2022 годы»;
47. Теория и методика физического воспитания // под редакцией Б.А. Ашмарина. - М.: Просвешение, 2007. - с.287. Статьи из газет и журналов;
48. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс / сост. Т.В. Зайцева; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет культуры и искусств", Институт социально-культурных технологий и др. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. - 59 с.
49. Угнивенко В. И. Физкультурно-оздоровительные технологии. Здоровье и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. URL: http://v-ugnivenko.ru/ FOT_lec.1.htm (дата обращения: 25.10.2016).
50. Учебные материалы онлайн - studwood.net / Оздоровительное воздействие спортивных игр.
51. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329 ФЗ (ред. От 28.07.2012, С изм. От 03.12.2012) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
52. Федоров В.К. Социальная организация досуга молодежи / В.К. Федоров // Экономика и социум. - 2016. - № 10.
53. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учеб.для студентов вузов – Мн., Тесей, 2003. – 528 с.
54. Хайретдинова, О.А. Организация досуга туристов: учебное пособие / О.А. Хайретдинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский 11. Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
55. Чикалова, Г.А., Репникова, Е.А., Минниханова Д.И. В помощь практиканту: сценарии спортивно-массовых мероприятий: учебно- методическое пособие/Г.А. Чикалова, Е.А. Репникова, Д.И. Минниханова. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012.
56. Чуксин, А.В. Организация спортивно-массовой работы в пионерском лагере / А.В. Чуксин, В.И. Селиванов // Мн.: Народная асвета, 1972. - 112 С.
57. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная деятельность и ее комплексные проблемы в системе развития и формирования социальной активности молодежи / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1. - С. 122-125.
58. Шарковская, Н.В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи / Н.В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4. - С. 136-141.
59. Якуценя К.Я. Организационно-управленческие модели в сфере культуры и досуга / К.Я. Якуценя // Наука и общество в эпоху перемен. - 2017. - № 1. - С. 56-58.
60. Ячменева А.П., Байгильдина З.Ф. Досуговая деятельность в жизни молодежи / А.П. Ячменева, З.Ф. Байгильдина // Вестник научных конференций. - 2017. № 4-1 (20). С. 122-124.
Вырастить здоровых, социально адаптированных, психически развитых детей, пожалуй, самая важная задача современного общества. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. До семилетнего возраста человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в эти годы идет интенсивное развитие внутренних органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно в этот период нужно формировать у детей знания о том, что такое здоровье, прививать навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.