Ценностные ориентации различных поколений российской молодёжи (миллениалы, зуммеры): социологический анализ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими факторами. Молодёжь является самой многочисленной возрастной группой, включающей в себя людей возрастом от 14 до 35 лет. Молодёжь является основной движущей силой развития общества; группой, которой в современном российском обществе присуща поляризация и динамичность с точки зрения подверженности влиянию политических и экономических факторов. Ценности являются показателем того, насколько взаимоотношения внутри социальной группы будут успешными, именно поэтому требуется глубокое изучение позиции молодых людей, в частности, изучения ценностей молодежи, мотивов, которые лежат в основе их поведенческой активности. Несовпадение взглядов и ценностей может привести к внутригрупповому конфликту, что опасно в масштабах столь многочисленной и активной группы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Раздел 1. Ценностные ориентации поколений молодёжи в сфере политики…………………………………………………………...………………6
Раздел 2. Ценностные ориентации поколений молодёжи в экономической сфере……………………………………………………………..8
Раздел 3. Ценности молодёжи в сфере культуры……………………….10
Раздел 4. Ценности молодёжи в социальной сфере…………………….12
Раздел 5. Анализ данных исследования ?Ценностные ориентации различных поколений российской молодёжи (миллениалы и зуммеры) (март-май 2022)?……………………………………………………...……………….. 19
ВЫВОД………………………………………………………………….....24
Список источников и литературы………………………………………..25
Приложение 1. Столбчатая диаграмма – возраст-пол………………….27
Приложение 2. Столбчатая диаграмма – возраст-уровень образования………………………………………………………………………28
Приложение 3. Интерес к политике…………………………………..…29
Приложение 4. Столбчатая диаграмма – оценка положения дел в стране……………………………………………………………………………..30
Приложение 5. Столбчатая диаграмма – частота участия в выборах....31
Приложение 6. Столбчатая диаграмма – интерес к экономике…..……32
Приложение 7. Эффективная экономическая система…………………33
Приложение 8. Количество прочитанных книг…………………………34
Список источников и литературы
Источники
1. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009. 487 с.
Литература
2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с
3. Российское «поколение Z»: установки и ценности / Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е., Пипия К., Рысева А. // Филиал зарегистрированного союза «Фонд имени Фридриха Эберта» (Германия) в Российской Федерации. 2020. 152 с
4. Социальные ценности современной молодежи / Смирнов Л.В., Дмитриенко Н.Ю., Лыскова И.Е.// Система ценностей современного общетва. 2013. С.169-174
5. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. М.: Издательская группа ИНФРА•М‒НОРМА.1998. С.489
6. Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян / Корж Н. В., Щанина Е.В. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. 157 с.
7. Темнова Л.В., Медникова М.М. Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y // Теория и практика общественного развития. 2017. №11
8. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления ; [под общ. ред. С.В. Чуева]. – М. : Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.
Ресурсы интернет
9. Аналитический обзор Левада-центра «Гражданский активизм российской молодежи». URL: https://www.levada.ru/2020/10/01/grazhdanskij-aktivizm-rossijskoj-molodezhi
10. Ценности, ориентации и участие в политической жизни российского молодого поколения. Экспертная группа Европейский диалог. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/06/12/cennosti-orientacii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokolenija/
11. Чем отличаются зуммеры и миллениалы в России. Афиша. URL: https://daily.afisha.ru/brain/13620-chem-otlichayutsya-bumery-i-millenialy-v-rossii/
В социальной сфере поведение миллениалов и зуммеров также имеет особенности. Представители этих поколений не просто устойчивы к трудностям ‒ они направляют свою энергию, чтобы обязать себя и других нести ответственность. Это люди, которые чаще других будут говорить о расизме, сексизме и избегать работодателей, ценности которых расходятся с их собственными. Миллениалы и зумеры более настойчивы, ставят под сомнение устоявшиеся нормы и верят в силу людей инициировать изменения. Они хотят, чтобы организации делали больше, призывают правительства исправить то, на что им не хватает сил, а если ничего не выходит – берут на себя личную ответственность за изменения. Миллениалы и зумеры по-прежнему сильно беспокоятся об изменении климата и окружающей среды.