Взаимосвязь свойств внимания и индивидуально типологических особенностей младших школьников
Введение
Актуальность исследования. Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности. Неуспеваемость ребенка в учении становится уже проблемой не только родителей, но и психологов, учителей. Зависеть она может не всегда от физиологических особенностей ребенка (инвалидность, недоразвитие, умственная слабость, болезненность), а от его индивидуального характера, темперамента, мышления, способностей. Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит родителей, учителей, школьных психологов. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Когда ребёнок впервые приходит в образовательное учреждение, он чаще всего полагает, что школа предназначена для веселья и радости, он мечтает о встрече с умными и добрыми учителями. Ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать "хорошим учеником". Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда ребенок получает отрицательные оценки , в связи со своей невнимательностью, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится "трудным" учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внима-ние со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1 Проблемы изучения свойств внимания и индивидуально типологических особенностей младших школьников……………………………………………………………………….5
1.1 Особенности психического развития младших школьников…………........5
1.2 Основные подходы к изучению внимания в психологии …………………9
1.3 Психологическая характеристика индивидуально-типологических особенностей школьников………………………………………………………13
Резюме……………………….……………………….…………………………..18
Глава 2 Методология исследования……………………………………………19
2.1 Методологические принципы исследования………………………….…..19
2.2 Методы и методики исследования…………………………………………20
2.3 Обоснование выборки……………………………………………………….21
2.4 Этапы исследования…………………………………………………………22
2.5 Методы обработки данных …………………………………………………23
Глава 3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………24
3.1 Результаты авторской анкеты…………………………………………….24
3.2 Результаты методики ИТДО Л. Собчик………………………………….25
3.3 Результаты методики изучения уровня внимания П.Я. Гальперина……..26
3.4 Результаты корреляционного анализа……………………………………..27
Резюме……………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….……30
Выводы…………………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения…………………………………………………………………... 34
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. в б т. Т. 4. М., 1984.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 1. - М., 1989. С. 302.
3. Гомезо М. В. Возрастная и педагогическая психология Текст: учебник для вузов/ Под ред. М. В Гомезо.- М.: Просвещение, 2012. - 231с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 2009. – 325 с.
5.Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 2011. - №2. - с. 36.
6 .Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: ВНИК «Школа», 2009. – 250 с.
7.Гаврилов Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 2009. – 120 с.
8.Гилъбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. - К.: Освiта, 2008. – 385 с.
9. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии, 2013, №4 - С. 15-30.
10.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1986.. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 230 с.
12. Закирина Л. А. Вопросы психологии Текст: учебник для вузов / Л. А. Закирина, Н. Ф. Бережная. - СПб.: Питер, 2014. - 85 с.
13. Знаков В. В. Понимание в познании и общении [текст] / РАН. -- М.: ИП РАН, 2012 - 396.
14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст: учебник для студ. вузов / М. И Лисина.- М., 2013.- 70 с.
15. Арскиева З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста. - 68с
16. Маклаков А. Г. Общая психология Текст: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014. - 275 с.
17. Матюшкина А. М Педагогика Текст: / Под ред. А. М Матюшкиной. - М., 2014. - 85с.
18. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. [Электронный ресурс] // Начальная школа. - 2018. - № 6. - С. 13-15.- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/ свободный.
19. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. - 4
В противном, случае, сосредоточенность связана с отвлечением всего постороннего, решение задачи осложняется. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одна не может существовать без другой. «Когда вы направляете на что-либо своё внимание, то одновременно с этим вы сосредотачиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредотачиваетесь на чём-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность» (Гильбук Ю.З., 2008, с. 282 ). Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются торжественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в знании. Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно– исследовательские рефлексы. Ориентировочные рефлексы вызываются новыми раздражителями или всяким неожиданным изменением обстановки. Поэтому И.П. Павлов назвал их рефлексами «что такое?» (Павлов И.П., 1951, с 167).