Использование информационных компьютерных технологий при изучении лексикологии русского языка
Введение
Лексический состав языка, включающий разные категории слов, связанные между собой различными отношениями, представляет определенную систему. Это дает повод для выделения лексики в отдельный раздел школьного курса русского языка, что в рамках нового ФГОС (системно - деятельностного подхода) роль данного раздела в изучении курса русского языка возрастает.
Изучение лексики в образовательном пространстве дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит обучающихся со словом, как единицей лексики, также со значением слова, создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса обучающихся, формирует коммуникативную компетенцию школьников.
Лексика стала изучаться в школе с 1970 года. Включение лексики в школьный курс русского языка как самостоятельного раздела повысило познавательное устремление и повышение интереса учащихся к русскому языку как к предмету.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы использования информационно -коммуникационных технологий в школьном курсе русского языка при изучении раздела «Лексика»6
1.1 Теоретические основы использования ИКТ на уроках русского языка.6
1.2. Значение лексики в курсе русского языка начальной школы14
1.3 Принципы и методы изучения лексики в школе25
Глава 2. Практика использования ИКТ на уроках русского языка при изучении лексикологии в начальной школе.30
2.1 Методика использования ИКТ на уроках русского языка при изучении лексикологии30
2.2. Проекты уроков русского языка в разделе «Лексика» с использованием ИКТ-технологий34
2.3. Методические рекомендации по использованию ИКТ-технологий на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика»49
Заключение56
Список литературы
Список литературы:
Алешин, Л.И. Контроль знаний без традиционных оценок как элемент совершенствования методов обучения / Л.И. Алешин // Педагогика. – 2013. – №8. – с. 93.
Аммосова, В.В. Интегрированный урок. Пособие для учителей / В.В. Аммосова. – М., 2011. – 123 с.
Андреев, С.А. Разработка методологических и организационных путей совершенствования мультимедиа технологий / С.А. Андреев. – М.: Педагогика, 2012. – С. 90
Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова // Русский язык в средней школе. – 2013. – №1. – С. 64.
Бабкина, Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 11 –14.
Бакулина, Г.А. Творческий подход в обучении русскому языку / Г.А. Бакулина // Русский язык в средней школе. – 2012. – №11. – С. 39, 54.
Баскаков, В.Ю. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку / В.Ю. Баскаков // Русский язык в школе. – 1988. – №2. – С. 7–12.
Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. – М.: Знание, 2012. – 695 с.
Богоявлянская, Д.Б. Психология усвоения знаний / Д.Б. Богоявлянская. – М. 2013. – 275 с
Богун, Т.А. Графическая наглядность на уроках русского языка / Т.А. Богун // Русский язык в средней школе. – 2011. – №7. – С. 48.
Бондаренко, А.А. Учим русскому языку по-новому! / А.А. Бондаренко // Русский язык в средней школе. – 2011. – №11. – С. 44.
Виноградов, Н.Ф. Обсуждение проблемы контроля и оценки в школе / Н.Ф. Виноградов // Педагогика. – 2013. – №8. – с. 93
Волина, В. Учимся играя / В. Волина // Русский язык в средней школе. – 2013. – №7. – С. 27–29.
Воробьева, Е.В. Детское словотворчество и языковая игра / Е.В. Воробьева // Русский язык в средней школе. – 2012. – №9. – С. 44.
Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 203 с.
Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.
Активизация словаря. Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда ограниченней, чем объем всех понимаемых слов. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно. Перечислим следующие формы активизации словаря:
1. Составление словосочетаний с нужными словами.
2. Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом. Составляется несколько вариантов предложений.
3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.