Нефтегазовые доходы федерального бюджета Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Россия является ключевым поставщиком нефти и нефтепродуктов в страны Евразийского экономического союза, занимает лидирующие позиции по поставке газа. В связи с этим нефтегазовые доходы представляют значительную часть доходов федерального бюджета Российской Федерации. Заслуживают внимания процессы, связанные с формированием общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, а также общего рынка газа Евразийского экономического союза, договор о котором планируется заключить в 2022 г.
Учитывая высокую степень значимости нефтегазовых доходов для бюджетной системы государства, необходимо реализовывать последовательную и четкую финансово-правовую политику по формированию и использованию нефтегазовых доходов Российской
Федерации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические и правовые основы нефтегазовых доходов федерального бюджета Российской Федерации……………….…….………7
1.1. Нефтегазовые доходы как доходы федерального бюджета Российской Федерации: понятие и особенности .7
1.2. Источники правового регулирования формирования и использования……………………………………………….…………………. 20
ГЛАВА 2. Особенности формирования и использования нефтегазовых доходов Российской Федерации……………………………………..………..30
2.1. Юридические особенности налогов как источников формирования нефтегазовых доходов ..30
2.2. Таможенные пошлины как источники формирования нефтегазовых доходов ..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (с изм. и доп. от 29 мая 2019 г.) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. – URL: http://eaeunion.org/ (дата обращения: 08.05.2021).
Нормативные правовые, правоприменительные акты Российской Федерации и иные официальные документы
Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.; СЗ РФ. – 2020. – № 11, ст. 1416.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ (с изм. и доп. от 29 ноября 2021 г., № 384-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. – 1998. –
№ 31, ст. 3823; 2021. – № 49 (ч. 1), ст. 8148.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 29 ноября 2021 г., № 380-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. – 1998. – № 31, ст. 3824; 2021. – № 49 (ч. 1), ст. 8144.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 29 ноября 2021 г., № 383-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. – 2000. – № 32, ст. 3340; 2021. – № 49 (ч. 1), ст. 8147.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2021 г., № 493-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. – 2001. – № 44, ст. 4147; Рос. газета. – 2022. – 11 янв.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2021 г., № 445-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. – 2006. –
№ 23, ст. 2381; Рос. газета. – 2022. – 11 янв.
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2021 г., № 445-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. – 2006. –
№ 50, ст. 5278; Рос. газета. – 2022. – 11 янв.
Примечательно, что материальная сторона доходов бюджетов закреплена в легальной дефиниции: в соответствии со статьей 6 БК РФ доходы бюджетов – это денежные средства. Доходами бюджетов являются не просто денежные (бюджетные) средства, а такие средства, которые имеют конкретную направленность, направление движения. Заслуживает внимания факт включения в рассматриваемое понятие не только денежных средств, поступающих в бюджет, но и выплачиваемых из бюджета их плательщикам в виде возврата (возмещения) излишне уплаченных (взысканных) сумм и невыясненных поступлений, в том числе сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы. Названная особенность понимания доходов бюджетов подтверждает, что дефиниция доходов бюджетов применяется для характеристики объектов всех отношений, которые подпадают под действие бюджетного права и налогового права, а также института неналоговых доходов бюджетов. Важно заметить, что возврат (возмещение) указанных сумм очень похож на расходование бюджетных средств, но на деле таковым не является. В данном случае бюджетные средства также движутся, однако включение их в состав расходов бюджетов искажало бы бюджетные показатели и не соответствовало бы их предназначению. Так, статья 218 БК РФ прямо относит названные отношения к исполнению бюджета по доходам. Кроме того, следует подчеркнуть, что помимо доходов бюджетов существует еще один источник пополнения бюджетов: государственные и муниципальные заимствования.