Особенности произношения аффрикат и шипящих звуков в русской и туркменской речи

Скачать дипломную работу, в которой исследуются особенности произношения аффрикат и шипящих звуков в русской и туркменской речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.11.2023
Объем файла
162 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время наблюдается тенденция к востребованности русского языка в условиях межнационального общения. В связи с этим становится актуальным преподавание русского языка как иностранного (далее РКИ). При овладении новым языком у обучаемых варьируется уровень сформированности фонетических навыков. Основной причиной этого является межъязыковая фонетическая интерференция. Исследованием интерференции занимались различные лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Е. А. Брызгунова, У. Вайнрайх, Е. М. Верещагин, В. А. Виноградов, А. Е. Карлинский В. В. Климов, Н. А. Любимова, Н. Б. Мечковская, В. Розенцвейг, Э. Хауген, Л. В. Щерба и др.
В словаре-справочнике лингвистических терминов интерференция объясняется как «перенесение особенностей родного языка на изучаемый иностранный язык» [Словарь-справочник лингвистических терминов 1976: 88]. По мнению Н. А. Любимовой, межъязыковая фонетическая интерференция представляет собой скрытый и трудоёмкий механизм взаимодействия в сознании человека фонетических систем и артикуляционных норм двух или более языков, используемых им при общении [Любимова 2011: 13]. Фонетическая интерференция тормозит формирование фонетической базы изучаемого языка, что в свою очередь затрудняет его использование как средства общения.

 

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В РУССКОМ И ТУРКМЕНСКОМ ЯЗЫКАХ 6

1.1. Характеристика системы согласных звуков в русском языке 6

1.2. Характеристика системы согласных звуков в туркменском языке 15

1.3. Сравнение русской и туркменской систем согласных звуков 22

Выводы 29

ГЛАВА 2. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В РУССКОЙ РЕЧИ ТУРКМЕНСКИХ УЧАЩИХСЯ 30

2.1. Понятие интерференции и её виды 30

2.2. Прогноз фонетической интерференции аффрикат и шипящих звуков в русской речи туркменских учащихся 35

2.3. Методические рекомендации и образцы упражнений по преодолению фонетической интерференции при произношении аффрикат и шипящих звуков 39

Выводы 49

Заключение 50

Список использованной литературы 51

 

 

 

Список использованной литературы

1. Аванесов, Р. И. Фонетика современного русского литературного языка / Р. И. Аванесов. – Москва : Издательство МГУ, 2015. – 240 с.

2. Акишина, А. А. Русская фонетика на фоне общей : учебное пособие / А. А. Акишина, С. А. Барановская. – Москва : Едиториал УРСС, 2019. – 104 с.

3. Артемов, В. А. Экспериментальная фонетика / В. А. Артемов. – Москва : Издательство литературы на иностранных языках, 1956. – 228 с.

4. Богданова, Н. В. Живые фонетические процессы русской речи / Н. В. Богданова. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 188 с.

5. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию / И. А. Бодуэн де Куртенэ. – Москва : Изд-во АН СССР, 1963. – Т. 1. – 384 с.

6. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики : учебное пособие / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. – 4-е изд., испр. – Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ ; Москва : Академия, 2004. – 154 с.

7. Бурденюк, Г. М. Языковая интерференция и методы ее выявления / Г. М. Бурденюк, В. М. Григоревский. – Кишинев : Штиинца, 1978. – 126 с.

8. Вайнрайх, У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования / У. Вайнрайх. – Киев : Вища школа, 1979. – 264 с.

9. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических специальностей вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – 5-е изд., перераб. – Москва : Высшая школа, 1987. – 480 с.

10. Верещагин, Е. М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного : методическое руководство / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров – Москва : Русский язык, 2015. – 264 с.

11. Виноградов, В. А. Консонантизм и вокализм русского языка (Практическая фонология) / В. А. Виноградов. – Москва : Издательство Московского университета, 1971. – 84 с.

12. Грунина, Э. А. Туркменский язык : учебное пособие / Э. А. Грунина. – Москва : Восточная литература, 2005. – 288 с.

13. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика : учебное пособие / Л. Р. Зиндер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1979. – 312 с.

14. Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Фонетика : учебное пособие / Л. Л. Касаткин. – Москва : Академия, 2008. – 256 с.

15. Кочнова, К. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / К. А. Кочнова. – Нижний Новгород : [б. и.], 2013. – 202 с.

16. Любимова, Н. А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков. Постановка и коррекция / Н. А. Любимова. – Москва : Русский язык. Курсы, 2011. – 242 с.

17. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание : учебник для филологических специальностей вузов / Ю. С. Маслов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1987. – 272 с.

18. Матусевич, М. И. Современный русский язык. Фонетика : учебное пособие / М. И. Матусевич. – Москва : Просвещение, 1976. – 288 с.

19. Мечковская, Н. Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков : учебное пособие / Н. Б. Мечковская – Москва : ФЛИНТА, 2016. – 312 с.

20. Никонова, М. Н. Современный русский язык : учебное пособие / М. Н. Никонова. – Омск : Издательство ОмГТУ, 2008. – 164 с.

21. Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация : учебное пособие / И. В. Одинцова. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 367 с.

22. Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика : учебник для университетов / М. В. Панов. – Москва : Высшая школа, 1979. – 256 с.

23. Реформатский, А. А. Введение в языкознание : учебник для вузов / А. А. Реформатский. – Москва : Аспект Пресс, 1996. – 536 с.

24. Савко, И. Э. Русский язык. От фонетики до текста / И. Э. Савко. – Минск : Попурри, 2010. – 528 с.

25. Современный русский язык : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков. – 4-е изд. – Москва : Дрофа, 2007. – 557 с.

26. Трубецкой, Н. С. Избранные труды по фонологии / Н. С. Трубецкой. – Москва : Прогресс, 1987. – 560 с.

27. Трубецкой, Н. С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой. – Москва : Аспект Пресс, 2000. – 352 с.

28. Фант, Г. Акустическая теория речеобразования / Г. Фант. – Москва : Наука, 1964. – 284 с.

29. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. –  Ленинград : Наука, 1974. – 428 с.

30. Ярцева, В. Н. Методы сопоставительного изучения языков / В. Н. Ярцева. – Москва : Наука, 1988. – 97 с.

Словари:

31. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

32. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1976. – С. 287.

При произнесении звука [c] в речи иностранцев возможна утрата смычного элемента аффрикаты и произнесение щелевого [s]. Хотя возможно обратное: утрата щелевого элемента, то есть произнесение смычного [t]. В этом случае при постановке и коррекции необходимо обратить внимание обучаемых, прежде всего, на то, что звук [c] начинается, как [t]: передний участок спинки языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы и альвеолы, при этом кончик языка незначительно выступает из щели между зубами, а язык принимает выпуклую форму из-за большого напряжения его мускулатуры. Настрой речевых органов на произнесение [t] позволяет предупредить ошибки при произнесении [c].
Методически и лингвистически неправильно толковать механизм образования [c] как сложение звуков [t] и [s]. Это может провоцировать произнесение [c] как сочетания этих звуков, непременно сопровождающееся гласной вставкой (о[tъs]а, [tъs]ырк) или же замену сочетания [ts] на аффрикату (о[ts]ыпать – о[c]ыпать). Поэтому при работе над артикуляцией [c] в одних случаях обучаемым необходимо почувствовать момент смычки переднего участка спинки языка с основанием верхних зубов и передним участком твердого нёба, утрируя смычку; в других – сосредоточить внимание на медленном раскрытии смычки, представляя себе, что они хотят произнести звук [s].