Взаимодействие с семьей по вопросам развития осязательного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Введение
Человек существенный объем информации об окружающем мире получает именно через зрительный анализатор. Ребенок, начиная с самого рождения все движения, а также и предметно – практические действия осуществляются при непосредственном участии и под контролем зрения.
Существенное ограничение функций зрительного анализатора дает основание для изучения психической деятельности индивидов с дефектами зрения, которое показывает, что даже при такого рода сложных нарушениях способность вполне адекватно отражать мир все же сохраняется.
Возможность адекватного отражения внешнего мира детьми при сужении у них сенсорной сферы обусловлена, в первую очередь, наличием замещения ощущений, то есть замены выпавших либо нарушенных функций функциями сохранных анализаторов, а также, тем, что отражение происходит, не только непосредственно, на уровне чувственного.
В познании окружающего мира ребёнком с нарушениями зрения осязанию отводится особая роль. Ведь именно оно такому ребёнку позволяет получить реальные представления о ближайшем пространстве, а также находящихся в нём предметах.
Тифлопедагогическая практика смогла доказать необходимость дифференцированного подхода в процесс воспитания и обучении дошкольников с нарушениями зрения различной степени тяжести с обязательным учётом специфик познания окружающего мира дошкольниками каждой из категорий, а также еще общих особенностей, свойственных всем детям с нарушением зрения. Однако при работе нередко с детьми младшего дошкольного возраста не уделяется должного внимания развитию осязательно восприятиях, сдвигая этом процесс на более поздний возрастной период. Это негативным образом сказывается на общем развитии ребенка с нарушениями зрения.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения осязательного восприятия детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие осязательного восприятия в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Развитие осязательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста 11
Выводы по 1 главе 14
Глава 2. Особенности осязательного восприятия детей младшего дошкольного возраста 15
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с нарушенным зрением 15
2.2 Характеристика осязательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушенным зрением 21
2.3 Коррекционная работа по развитию осязательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 26
Выводы по 2 главе 36
Глава 3. Психолого-педагогическое изучение осязательного восприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
3.1 Методики изучения осязательного восприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 38
3.2 Состояние осязательного восприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 41
Выводы по 3 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Список использованных источников
Аветисов, Э.С. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватов. – М. Медицина, 2007. – 496 с.
Ананьев, Б.Г. Осязание в процессах познания и труда [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: АПН РСФСР, 2000. – 263 с.
Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет) [Текст]: методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова. – Челябинск: Цицеро, 2009. – 96 с.
Богуславская, З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР. – 2000. – № 3. – С. 51-57.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст]: сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвака. – СПб.: Невское время, 2011. – 122 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский [Текст]. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст]: метод. пособие / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова. – М.: Школа – Пресс, 2004. – 96 с.
Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] / пoд. ред. М.И. Земцoвoй, A.И. Кaплaн, М.С. Певзнер. – М.: Педaгoгикa, 2006. – 264 с.
Ермaкoв, В.П. Основы тифлoпедaгoгики: Развитие, обучение и вoспитaние детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛAДOС, 2000. – 240 с.
Земцoвa, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / М.И. Земцова. – М.: Просвет, 2008. – 160 с.
Зинченко, В.П. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве [Текст] / В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. – М:Просвещение, 2006. – 301 с.
Крогиус, А.А. Психология слепы
Ребенку весьма сложно запомнить инструкцию, которая состоит из нескольких последовательных действий [15]. Л.И. Солнцева внимание таких детей характеризует тем, что при выполнения задания данные дошкольники не показывают умения вслушиваться. Ребенок с нарушением зрения не воспринимает основной мысли предложенного ему задания. Спецификой внимания такого ребенка выступает наличие рассеянности, сложностей включения в задание, наличие у него повышенной возбудимостью, а также замедленностью зрительного контроля, зрительного анализа и синтеза, общей заторможенностью предметно-практических и умственных действий, наконец, недостаточностью памяти в процессе удержания результатов действий. При организации деятельности такого дошкольника необходимо предварительно постоянно повторять инструкцию, так как из-за специфик внимания ребенок просто может прекратить уже начатую работу [30].